?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
3. Москва. Несохранившийся ансамбль малоэтажной застройки по ул. Осоавиахима в Люблино. - Synthart
synthart
synthart
3. Москва. Несохранившийся ансамбль малоэтажной застройки по ул. Осоавиахима в Люблино.


Малоэтажный квартал по ул. 40-лет Октября в Люблино. Арх. Д.М. Соболев. 1947-50 гг. Вид внутреннего двора центральной группы.

Один из «образцовых» кварталов послевоенной малоэтажной застройки, строившихся большей частью на периферии города, таких как застройка на Перовом поле, в Измайлово, на Октябрьском поле. Располагался между пр. 40 лет Октября (б. Осоавиахима) и Краснодонской ул.(б. проспект Ленина) в городе Люблино, ещё не вошедшем тогда в черту Москвы, на месте современного 18 квартала. Получил 1-ю премию на конкурсе по РСФСР за 1950 г. Его изображения часто можно встретить на страницах старых книг.

Уважаемый Lj-user vanchouzzz уже делал пост, посвященный этому кварталу: http://vanchouzzz.livejournal.com/11608.html. Хочу возвратиться к этой теме, дополнив её старыми фотографиями и планами. 




План квартала

Дома эти были выстроены в едином стиле, в простых, но приятных формах, напоминающих застройку русских провинциальных городов 19 века. Здесь нет особых излишеств, однако декоративные элементы выразительны и хорошо проработаны: фигурные завершения чердачных окон, круглые окошки, прямоугольные сандрики над окнами, веранды с торцов домов, волютообразные завершения ограды у ворот.

Главным фасадом квартал выходил на пр. 40-летия Октября и был образован тремя группами 2-3-х этажных домов. Между группами устроены участки с общественными зданиями и детскими учреждениями. Два полуоткрытых двора на поперечные улицы, на поперечной планировочной оси – центральный двор.
Вход во двор центральной группы по оси теперешней Мариупольской улицы фланкирован двумя декоративными башенками и замыкается трехэтажным домом с мезонином. Так же оформлены и боковые дворы. Внутри центрального двора был расположен внутриквартальный сад с фонтаном. Интересно решение П-образных хоздворов тамбурного типа.


Развертка фасадов по пр. 40 лет Октября. Картинка увеличивается.

Вот что пишет автор застройки арх. Д.М. Соболев: «Массив 2-этажной жилой застройки, осуществленный в 1949 г. в Люблино, расположен в отдалении от главной улицы города, застроенной 4-этажными домами (имеется ввиду Люблинская (б. Московская ) ул. - тогда главная улица города - synthart). Площадь массива составляет 6,12 га. Массив делится проездами на три небольших квартала. Средний, наиболее крупный, квартал застроен по периметру прямоугольника, внутри которого помещается центральный двор, открытый на запад. Боковые кварталы частью застроены, а частью заняты под полосы зеленых насаждений, где расположены обслуживающие учреждения.

Наиболее интересно решен средний квартал, в котором главный двор заключен в центральном прямоугольнике, а хозяйственные дворы помещены между прямоугольником и домами, расположенными по периметру квартала.

Главный двор имеет размеры 48 х 56 м; почти все его внутреннее пространство занято центрально расположенным садом и палисадниками, размещенными по внутреннему периметру застройки. Зеленые насаждения опоясывают все жилые дома квартала; таким образом, перед окнами каждой квартиры находится свой небольшой палисадник. Угловые квартиры имеют веранды, из них в первом этаже устроены выходы в палисадники. На территории кварталов, кроме жилых домов, помещаются ясли, детский сад, магазин, хозяйственные сараи и котельная. Кварталы оборудованы водопроводом, канализацией, центральным отоплением от квартальной котельной. Сети водопровода, канализации и тепловые сети проложены по второстепенным частям квартала. Места для отдыха, для детских учреждений и хозяйственного обслуживания хорошо разграничены и вместе с тем находятся в тесной связи между собой.

В целом композицию застройки, благодаря расчленению внутреннего пространства на отдельные части, подчиненные главному двору, хорошим пропорциям их и обособлению участков разного назначения, можно считать удачной. Квартал имеет хорошие экономические показатели и вместе с тем достаточно хорошие условия инсоляции и проветривания».
("Планировка и застойка городов", М., "Госстройиздат", 1956 г.).



План двора центральной группы


Перспектива домов по Краснодонской ул.
О дальнейшей судьбе этого ансамбля мало что известно. О времени его сноса можно косвенно судить по современной застройке этих мест. Судя по всему проект был осуществлен не полностью, северная группа домов, по-видимому, целиком не была построена или не построена вообще. Пятое фото изображает перспективу домов, выходящих фасадами на Краснодонскую ул. Северная группа на нём не просматривается, в отдалении, в правом углу кадра, по-видимому, 5-этажный дом №18 на углу Краснодарской и Краснодонской ул. Он был построен на рубеже 50-х годов, во всяком случае до 1951 года.

С северной группы и началась реконструкция квартала. Сейчас здесь мы видим две 5-этажки конца 50 гг., построенных близко к бывшим красным линиям, в глубине находятся две 14-эт. башни Вулыха 74 и 76 гг., 9-этажка 79 года серии 1-515/9ш. Центральная группа простояла дольше. Застройка этой части относится ко второй половине 80-х годов. Очертания домов внешнего контура и две линии деревьев, которыми были обсажены эти дома, и сейчас хорошо читаются на аэрофотосъемке. Место двора с фонтаном занял двухэтажный детский сад. По Краснодонской ул. на месте домов, изображенных на пятом фото, расположилась 12-ти этажка серии П-55 образца 87 года. Территорию южной группы занимает П-образная 12-этажка на углу пр. 40-лет Октября и Судакова того же времени.



Хоздворы тамбурного типа.
И ещё несколько цитат: "Малоэтажная застройка в наших городах получила большое развитие и имеет много положительных сторон, связанных с обеспечением лучших и здоровых условий жизни.
<…>
Организованная малоэтажная застройка в виде больших целостных композиций (большой квартал, массив домов и др.) создаёт иной архитектурный масштаб города, построенного из крупных жилых образований, а не из отдельных домов.

Простота и четкость архитектурно-планировочной организации внутренних пространств квартала особенно важны при небольших домах и крупных размерах кварталов. Здесь необходима ясная система расположения домов, выявление главных пространств и объемов застройки, а также выразительное решение основных входов в квартал и отдельных групп домов.
<…>
Архитектурно-пространственное объединение жилой застройки кварталов с городскими улицами и тем самым с общей системой города должно стать одной из задач современного жилищного строительства. Это объединение может быть достигнуто путем раскрытия внутренних пространств застройки кварталов (приём открытой застройки).

Такая открытая композиция объединяет улицу с жилой застройкой и внутриквартальпыми садами.

В малоэтажном строительстве с его ограниченными возможностями решения силуэта застройки и относительно простой обработкой фасадов домов прием открытой застройки вообще весьма уместен, так как он позволяет значительно развить и обогатить композицию. При этом внутриквартальные сады и отдельные относительно небольшие дворы как бы объединяются с озелененными улицами, особенно жилыми, которые вследствие малой интенсивности движения по ним делаются неширокими. Открытая застройка создает впечатление большого простора, обеспечивает хорошую инсоляцию и придает «мягкость» пространственному построению и характерную для жилья уютность"
(Д.М.Соболев. Малоэтажная застройка // Застройка советских городов. Архитектурно-планировочные вопросы. М., "Госстройиздат", 1957 г.).

Вид из ворот во двор центральной группы.

Еще несколько фото отсюда http://vanchouzzz.livejournal.com/11608.html:







 Пост
в сообществе ru_sovarch: http://community.livejournal.com/ru_sovarch/278159.html

Tags:

69 comments or Leave a comment
Comments
la_commedia From: la_commedia Date: December 5th, 2007 09:42 am (UTC) (Link)
ничего себе... вот оно оказывается как... весьма неожиданно
мне всегда казалось, что 20й век тяготел к высотным зданиям...
очаровательные постройки...
synthart From: synthart Date: December 5th, 2007 09:44 am (UTC) (Link)
Малоэтажная и усадебная застройка - это целая эпоха послевоенного строительства.
grisabella From: grisabella Date: December 5th, 2007 12:13 pm (UTC) (Link)
Действительно очень уютная, тёплая, человеческая среда была в таких посёлках. Жалко, что сейчас это утрачено, не только в архитектуре, но и в быту, в отношениях между соседями. Мы будем жить в аналогичном посёлке в Северном, СВАО. Такой красоты там нет, но всё равно какая-то удивительно умиротворяющая атмосфера, приезжаешь и отдыхаешь душой. Очень надеюсь, не снесут его в скором времени.
synthart From: synthart Date: December 5th, 2007 12:31 pm (UTC) (Link)
Да, пос. Северный - колоритное место. Примерно те же годы постройки. Такие же целостные ансамбли пока сохранились при Восточной водопроводной станции и Курьяновской станции аэрации.
vanchouzzz From: vanchouzzz Date: December 5th, 2007 01:39 pm (UTC) (Link)
Я в шоке от количества и полноты информации!!!!!!!!!!! ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!
Не томите, назовите источник!???
synthart From: synthart Date: December 5th, 2007 01:48 pm (UTC) (Link)
Пожалуйста ))
Источники разные: "Планировка и застройка городов", 56г., ежегодник "Советская архитектура", 51г.
sasha_kalkaev From: sasha_kalkaev Date: December 5th, 2007 07:51 pm (UTC) (Link)
Спасибо за текст и фото, впечатляет. Есть ли у вас какая-то информация по аналогичной малоэтажной застройке Хорошевского шоссе?
synthart From: synthart Date: December 5th, 2007 08:10 pm (UTC) (Link)
Старых фото и планов нет. Поселок на Беговой и дома на Полежаевской почему-то не попадали тогда на страницы книг :(
Хотя не исключено, что что-то может найтись в журналах того времени.
wsdmitry From: wsdmitry Date: December 5th, 2007 10:53 pm (UTC) (Link)
а есть какие-нибудь материалы по застройке Октябрьского поля, кроме информации об авторстве "немецкой слободы"? а то кроме нее сохранилось несколько таких домиков, но в их расположении уже никакой организации не угадывается.
synthart From: synthart Date: December 6th, 2007 09:18 am (UTC) (Link)
Это какие домики вы имеете ввиду?
nol_isha From: nol_isha Date: December 7th, 2007 12:46 am (UTC) (Link)
Спасибо! Очень интересно. Особенно приятно смотреть на планчики.
Вот, любопытно, у некоторых квартир был второй выход на улицу? Что-то типо веранды-терассы?
А вообще, очень жалко. Уютные дома и дворы для людей, а просуществовали так не долго :(
synthart From: synthart Date: December 7th, 2007 09:50 am (UTC) (Link)
Да, это типа веранд, огражденных перильцами. Выход прямо в палисадники.
Жильцы каждой квартиры на 1-х этажах ухаживали за своим палисадником.
Насколько квартал пришел в ветхость ко времени сноса трудно судить.
Конечно, обидно, что снесли. Это всё "гонка за этажами". Рядом там стот целый квартал 30-х годов и прекрасно себя чувствует, потому что в 5 этажей.
om81 From: om81 Date: April 18th, 2008 10:58 am (UTC) (Link)
Ничего себе.. оказывается, дом где я сейчас живу, находится прямо в центре этого квартала. никаких следов не осталось :(
synthart From: synthart Date: April 18th, 2008 02:09 pm (UTC) (Link)
На территории детского сада остались следы. А в каком доме вы живёте?
synthart From: synthart Date: June 7th, 2008 10:03 am (UTC) (Link)

http://community.livejournal.com/ru_sovarch/278159.html

pulman
2007-12-05 11:34 am UTC (ссылка)
Очень интересно. Такая типичная жилай застройка конца 50-х гг.
(Ответить)(Ветвь дискуссии)


synthart
2007-12-05 11:38 am UTC (ссылка)
Спасибо! Это конец 40-х, рубеж 50.
В конце 50-х этажность повысилась до 5 этажей и больше.
(Ответить)(Уровень выше)


dmitrij_sergeev
2007-12-05 06:14 pm UTC (ссылка)
А не знаете, для кого дома строились? Известно, кто заказчик?
(Ответить)(Ветвь дискуссии)


synthart
2007-12-05 06:24 pm UTC (ссылка)
Нет таких сведений. Возможно для рабочих МОЖЕРЕЗа (теперь литейно-механический завод), это было градообразующее предприятие в Люблино.
Но это не более чем предположение.
(Ответить)(Уровень выше)(Ветвь дискуссии)


dmitrij_sergeev
2007-12-05 06:26 pm UTC (ссылка)
Спасибо. А планов нету? Как-то мало верится, что для рабочих.
(Ответить)(Уровень выше)(Ветвь дискуссии)


synthart
2007-12-05 06:30 pm UTC (ссылка)
Нажмите на Read more...
Там больше фотографий и есть план.
(Ответить)(Уровень выше)(Ветвь дискуссии)


dmitrij_sergeev
2007-12-05 07:05 pm UTC (ссылка)
Спасибо!
(Ответить)(Уровень выше)

From: de_xar Date: October 19th, 2008 12:26 pm (UTC) (Link)
Добрый день, уважаемый Synthart. Прошу простить, что я, человек ужасно далёкий от архитектуры и градостроительства, вторгаюсь в эти комментарии со своим глупым вопросом. Меня интересует, можно ли считать первую иллюстрацию и картинку с подписью "Вид из ворот во двор центральной группы" примерами открытой композиции. Заранее благодарю за ответ.
synthart From: synthart Date: October 19th, 2008 02:17 pm (UTC) (Link)
До 50-х годов применлись три основных типа застройки жилыйх кварталов: строчный (от него отказались уже в нач. 30-х), периметральный (обстройка площадки квартала домами по периметру) и групповой (освоение внутреннего пространства квартала, организация на территории квартала нескольких композиционно связанных групп домов). Группы домов обычно организовывались двумя приемами: или общим внутриквартальным садом или глубоким двором. В 60-х годах пришли к свободной планировке, укрупнению кварталов и к прогрессивной идее микрорайона.

В Люблино был реализован прием групповой застройки квартала с выделением доминирующей группы с центральным двором, полуоткрытым в сторону улицы. Так что я бы назвал этот прием "полуоткрытой композицией". Но если мы рассматриваем картинки отдельно, без связи с остальной застройкой, то, вспоминая три вида объемно-пространственной композиции из учебника, имеем здесь дело с пространственной композицией.
phoca_vitulina From: phoca_vitulina Date: June 7th, 2009 07:28 am (UTC) (Link)
Хочу оспорить написанное здесь. В указанные годы в Люблино этих построек существовать не могло.

Посмотрите на карту начала 60-х годов, на ней нет и намека на этот квартал:


На предполагаемом месте существования квартала в данный момент стоят дома:
- ул. Краснодонская, д. 18 1954 года постройки,
- ул. Краснодарская, д. 16 1960 года постройки,
- ул. Краснодонская, д. 20 1961 года постройки.

Выходит, что квартал начали сносить сразу после постройки?

«Вот что пишет автор застройки арх. Д.М. Соболев: «Массив 2-этажной жилой застройки, осуществленный в 1949 г. в Люблино…» - со слов автора застройки, проект был ОСУЩЕСТВЛЕН в 1949 году, мало того, подключен к коммуникациям. Вы сами видите, что это не сходится даже с нынешним положением домов, не говоря уже о таковом в более раннее время, и начинаете искать этому оправдания: «Судя по всему проект был осуществлен не полностью…», тем самым противореча автору.
synthart From: synthart Date: June 7th, 2009 01:05 pm (UTC) (Link)
Это как это "..на карте начала 60-х годов нет и намека на этот квартал"? А это что:



Как раз это тот самый квартал между пр-т 50 лет Октября (бывш. Осовиахима) и Краснодонской (бывш. пр-т Ленина).



Как видим, совпадает и конфигурация квартала, и расположение домов (кроме северной группы), и даже трасса Мариупольской ул. внизу по центру, на которую был ориентирован вход во двор центральной группы. Кстати, сейчас на месте башенок, фланкирующих вход во внутреннее каре домов (http://photofile.ru/photo/tramway/2464633/48670881.jpg), располагаются веранды детского сада (http://www.wikimapia.org/#lat=55.6751101&lon=37.7471888&z=18&l=1&m=a&v=1). Присмотревшись, на Гугле можно увидеть и "проплешины", на месте, где стояли дома внутреннего каре.

С северной группой домов, да, не все ясно. Пятиэтажка по Краснодонской, 18, я думаю, не 54 года постройки, а еще раньше, до 51. На этом фото показан фронт застройки по Краснодонской в северном направлении:
.
Судя по всему, вдалеке как раз нынешний дом по Кранодонской, 18. А фото это - из книги 1951 года.
Объяснение простое. Квартал был осуществлен не полностью, точнее сказать осуществлен с изменениями. Малоэтажная застройка велась сразу после войны и являлась вынужденной мерой. Как только окрпепла строительная индустрия, перешли на пятиэтажную застройку, и переход этот шел в те годы очень быстро, еще в то время, как строились малоэтажные кварталы.
Этим и объясняется дом №18 по Краснодонской, построенный по красным линиям генплан квартала, но по другому проекту, в 5 этажей. Кстати, соседний к северу квартал №17 - образец строительства уже следующего периода, сер. 50-х.
Слова Соболева, о том, что квартал "осуществлен" - небольшая неточность, не больше. Квартал в Люблино получил премию на конкурсе по РСФСР 49 года, его фотографии были растиражированы по многим книгам и альбомам. Некрасиво было после этого писать, что квартал осуществлен с "изменениями в процессе строительства". Лакировка действительности, обычная в те годы.

Насчет коммуникаций. Отопление от квартальной котельной, газа нет. Особых коммуникаций и не было. Это было очень скромное послевоенное жилье с ограниченными удобствами. И эту скромность архитекторы пытались компенсировать внешним обликом домов, колонны, арки, щипцы, профилированные наличники, башенки и пр., - эдакий пряничный образ сказочного городка. Подобным образом выглядели малоэтажные кварталы в Измайлово и на Перовом поле.

В свое время, я тщательно изучил карту Люблино, пытаясь найти местоположение этого квартала. Могу сказать с уверенность: других мест для него просто нет. Похожую конфигурацию имеет квартал к востоку (микрорайон "Е"), нно его ориентация противоречит плану из книги (где указано направление на север).
From: (Anonymous) Date: June 8th, 2009 12:57 pm (UTC) (Link)

мой дом

Я жила в этом доме N 25-центральный дом, квартира-7,на первом этаже, с рождения- 1963 по 1974 год. Осталось только несколько фотографий во дворе,рядом с фигурным забором. У меня были подруги из соседних подъездов- Лариса Кузнецова, Рита Третьяковская, Ира-фамилию не помню. Помню - фонтан- вода там была не всегда, но когда было, можно купаться. Еще были сараи со всяким хламом. Для нас -девчонок 7-10 лет это был целый город.
Вчера ездила погулять по Люблино, пройтись по своей улице-ничего не узнала-прошло 35 лет, очень грустно. Лена
synthart From: synthart Date: June 8th, 2009 03:03 pm (UTC) (Link)

Re: мой дом

Вот как интересно! А фото вы бы показать не могли? Просто все имеющиеся фото относятся к годам постройки квартала, начало 50-х. А как выглядел квартал в 70-е годы - таких фото никогда не видел.
From: (Anonymous) Date: June 9th, 2009 01:29 pm (UTC) (Link)
Фотографии, к сожалению, очень не информативные- сняты с маленького расстояния- портреты на фоне подъезда или стены. Ну кто мог знать, что надо фотографировать панораму? Да, наверное, и не получилось бы, потому что летом было очень много зелени- сады (вишни,груши) почти до 2-го этажа.
Вся центральная часть у фонтана - тоже деревья и кустарники.
synthart From: synthart Date: June 9th, 2009 01:34 pm (UTC) (Link)
да, конечно, к 70-м годам зелень сильно разрослась.
а какое отопление было, от местной котельной? и был ли газ?
использовались хозяйственные дворы?
From: (Anonymous) Date: June 10th, 2009 05:56 am (UTC) (Link)
Котельная, действительно,была своя. По моему, я даже помню толстую кирпичную трубу за хоз.двором. Отопление в комнатах- чугунные батареи. Наша комната была угловая, с четырьмя окнам- такими большими, что две стены казались стекляными. А на кухне- газовые колонки.
Постройки на хозяйственном дворе назывались сараями. Каждый сарай выделялся на одну коммунальную квартиру, т.е. на 3 семьи. Хранили лыжи, велосипеды, картошку. Помню, что там всегда было прохладно.
synthart From: synthart Date: June 10th, 2009 08:20 am (UTC) (Link)
очень интересно. Спасибо вам за воспоминания!
69 comments or Leave a comment