Synthart (synthart) wrote,
Synthart
synthart

Categories:

333. Про проект Дворца Советов А. Бразини. Отсюда: http://community.livejournal.com/ru_sovarch/50738

 

Цитата

[info]defrise
2009-11-29 02:32 pm UTC (ссылка)
Похожие интерьеры в Метрополисе Лонга. Об Иофане-Бронзине была отличная статья в Проекте-классика.

(Ответить) (Уровень выше)(Ветвь дискуссии)


[info]synthart
2009-11-29 06:38 pm UTC (ссылка)
Статья была, и не только статья, но и целая выставка в МУАРе на тему "Итальянский Дворец Советов". Достаточно сравнить проекты Иофана и Бразини (благо они опубликованы), чтобы решить для себя вопрос о заимствованиях. Связь Иофана и Бразини только в том, что Иофан учился/проходил практику у Бразини в бытность свою в Италии в начале 20-х. Ничего схожего в их проектах ДС не наблюдается. Все эти вздорные аналогии на совести организаторов той выставки, которые давно известным фактам постарались придать характер нездоровой сенсации.

(Ответить) (Уровень выше)(Ветвь дискуссии)


[info]defrise
2009-12-08 12:59 pm UTC (ссылка)
Эвона как! А мы-то слепо верим всему, что пишет Ревзин. В Москве сроду не бывали и даже не верим в ее существование.

(Ответить) (Уровень выше)(Ветвь дискуссии)


[info]synthart
2009-12-08 06:22 pm UTC (ссылка)
А что пишет Ревзин?

(Ответить) (Уровень выше)(Ветвь дискуссии)


[info]defrise
2009-12-09 07:44 am UTC (ссылка)
Что здание без колонн не может быть красивым, что настоящая архитектура та, которую интересно рисовать, что Большой Стиль был архитектурным оформлением внутренней колонизации, что классические руины говорят о вечном, а неопрятная дряхлость изначально присуща модернизму.

(Ответить) (Уровень выше)(Ветвь дискуссии)


[info]synthart
2009-12-10 07:47 am UTC (ссылка)
К таким рассуждением нельзя относится серьезно.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vyazemtseva
2009-12-08 08:08 pm UTC (ссылка)
Простите за вмешательство, но:
1) "Связь Иофана и Бразини" НЕ "только в том, что Иофан учился/проходил практику у Бразини в бытность свою в Италии". Иофан как архитектор формировался в Риме и в римской архитектурной школе, показательным представителем которой был Бразини. С практикой он впервые столкнулся в Италии и построил достаточно. Замечу также, что итальянские работы Иофана мало чем отличаются от ранних работ Аскьери, Фоскини, Пиччинато и прочих выпускников Академии Св. Луки начала 1920-х. Дворец Советов вполне укладывается в эстетику архитектурных фантазий того же Бразини, проекта перепланировки Рима группы Густаво Джованнони.
2) Я не отрицаю, что проект Бразини действительно выглядит жалко по сравнению с работой Иофана, но, исходя из вышесказанного, аналогии эти не столь уж и вздорные.
И в качестве P.S. - проект Бразини, насколько мне известно, выставлялся и публиковался впервые после 1932 г., сенсация, может, и была нездоровой, но все же полезной, хотя бы благодаря обнародованию "давно известных фактов".

(Ответить) (Уровень выше)(Ветвь дискуссии)


[info]synthart
2009-12-08 09:09 pm UTC (ссылка)
С влиянием Бразини на итальянский период творчества Иофана согласен. По поводу арх. фантазий Бразини ничего сказать не могу. Упор на Выставке делался именно на проекте ДС Бразини 31 года, как источнике вдохновения для Иофана. Сравним проекты. Что в них общего? В объемно-пространственном построении, в декоративной обработке фасадов, в интерьере Большого зала. Высотное завершение, да, это была редкость для 1 тура. Но похожи ли эти три шатра на уступчатые цилиндры Иофана? Сомневаюсь.

Бразини первым предложил завершить ДС статуей Ленина, это правда. Но об писал еще Эйгель в 78 году, тянет ли этот факт на сенсацию? Кстати, статуя была у Иофана уже в Предварительном конкурсе. Правда статуя "Освобожденный труд" и стояла она тогда отдельно, на колонне.

Можно ли делать отсюда далеко идущие выводы о том, что: "Грандиозный проект римского архитектора, не получивший высшей премии, а только отмеченный, определил идеологию проектирования главного здания СССР"? . И даже так: "В меньшей степени проект Бразини определил стиль советской неоклассики 1930-х гг". (отсюда: http://projectclassica.ru/school/21_2007/school2007_21_01a.htm) Ей-богу, даже смешно читать такое! Проект Бразини 31 года не может рассматриваться в качестве прообраза проекта Иофана, тем более нельзя говорить ни о каком заимствовании.


Бразини. Всесоюзный конкурс, 1931


Иофан. 2 закрытый конкурс. Проект, принятый в основу. 1933

(Ответить) (Уровень выше)(Ветвь дискуссии)


[info]vyazemtseva
2009-12-08 11:20 pm UTC (ссылка)
Да, порой хочется не только везде успеть, но еще и первым оказаться...Текстовой антураж стерся из памяти, остался материал.
Безусловно, о прямых заимствованиях у Бразини речи идти не может. И подробные описания обстоятельств проведения конкурса ДС, издаваемые с 1960-х, дают достаточную информацию для того, чтобы это соверешнно исключить. Римский "почерк", думаю, все же сыграл свою роль в победе на конкурсе. Однако здесь идет речь о "ниточках", а не о о двух вещах, взятых вне предыстории в виде профессиональных портретов их авторов.

(Ответить) (Уровень выше)(Ветвь дискуссии)


[info]synthart
2009-12-10 08:13 am UTC (ссылка)
Чтобы найти эти "ниточки" и выявить римский почерк Иофана, надо изучить творчество Бразини и других итальянских авторов того времени. В статье-озарении Седова, цитаты из которой я привел, это было сделано неубедительно.

Если уж говорить о возможных прообразах, можно упомянуть проект Г. Людвига, который уже на Всесоюзном конкурсе дал высотную композицию: усеченный конус, обвитый спиралью. Т.е. еще до Постановления 28.02.32, где приземистость здания рекомендовалось преодолевать "смелой высотной композицией".

Говоря об "Иофановском ордере" вообще, можно упомянуть о влиянии американского ар-деко. Иофан ездил со своими соавторами в США в 34 году, много вынес из той поездки. Например известны его рисунки Рокфеллер-центра, влияние этого сооружения чувствуется в его проекте Наркомтяжпрома 35 год, да и в Международных павильонах 37,39 гг. к слову сказать тоже.

(Ответить) (Уровень выше)(Ветвь дискуссии)


[info]vyazemtseva
2009-12-13 12:51 pm UTC (ссылка)
Интонация описаний древнерусского каменного зодчества, действительно, мало подходит к межвоенному модернизму. Да и моя убежденность в итальянском происхождении Иофана-архитектора происходит отнюдь не из опуса господина Седова.
Усеченные конусы, обвитые спиралью,как Вам, конечно, известно, явление распространенное в 1920-е, и конкретная личность Людвига выступает здесь в длинном ряду подобий, а не как уникальный прототип.
Рокфеллер-центр, как и Empire States Building, кроме того, что видели воочию, еще и печатали в "Архитектуре СССР" и "Архитектуре зарубежом" с подробными планами и разрезами.
Возвращаясь к "итальянскому характеру" Иофана: время его обучения совпадает с активизацией социального строительства в Риме, дискуссий на тему сочетания экономичности и бытового и визуального комфорта. Архитектурное образование, тем не менее, принимая отдельные "авангардные" (правда, для рубежа веков) европейские веяния, оставалось глубоко консервативным и придавало огромное значение оформлению фасадов в духе "великих итальянских традиций". Кроме того Иофан в Академии Св. Луки застал Манфредо Манфреди (названного у Эйгеля Эммануэлем), который в те годы руководил архитектурным отделением и достраивал Монумент Виктору Эммануилу II после смерти Саккони-автора проекта. Вот еще одна "ниточка", напоминающая об эклектических корнях Иофана или, во всяком случае, его понимании амбиций объединителей государств и реконструкторов столиц.
"Иофановский ордер" присутствует и в комплексе Римского университета, и в административных зданиях виа Витторио Венето и окрестностей, и в более поздних портиках EUR...

(Ответить) (Уровень выше)(Ветвь дискуссии)


[info]synthart
2009-12-15 05:47 pm UTC (ссылка)
Спасибо за наводки об истоках "иофановского ордера".
Недавно в МУАРе купил каталог той выставки. Там помещены очень интересные материалы. Оказывается, ступенчатая композиция, близкая по пропорциям к окончательному варианту (правда на квадратном плане) присутствовала у Иофана еще на этапе предварительного конкурса (в вариантах). Хотя считается, что "телескопический эффект" - в большой степени результат влияния соавторов, им же приписывается и квадратный план. Выходит центричный и высотный вариант был у Иофана уже в 31 году, позже он просто достал его из закромов и пустил в дело, когда возникла в нем нужда.

(Ответить) (Уровень выше)(Ветвь дискуссии)


[info]vyazemtseva
2009-12-19 01:33 pm UTC (ссылка)
Спасибо Вам - за постановку вопроса!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]atrey
2010-01-27 07:12 am UTC (ссылка)
"Проект Бразини 31 года не может рассматриваться в качестве прообраза проекта Иофана, тем более нельзя говорить ни о каком заимствовании."

Скорее это, по моему,прообраз не проекта Иофана, а вариантов Щуко-Гельфрейха(делавшихся в то время без участия Иофана), в которых всегда сохранялоась единая вертикальная ось, сами же объемы варьировались от круглых до квадратных, и в итоге,под влиянием храма Витберга в Вятке приобрели сложную форму сочетания круга с крестообразными выступами

(Ответить) (Уровень выше)


отпечатано комментоксероксом
Tags: Иофан, из переписки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments