?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Synthart
synthart
synthart
2. Москва. Нереализованный проект застройки жилого района Измайлово. 1948 год.

Экспериментальный проект застройки жилого района Измайлово в Москве.
Арх. Князев К.Ф., Семенов-Прозоровский В.В. Схема планировки.

В 1948 году был выполнен экспериментальный проект планировки жилого района Измайлово в Москве (арх. Князев К.Ф., Семенов-Прозоровский В.В.). Район располагается на территории плоской равнины, примыкая к югу к массиву Измайловского лесопарка, с запада ограничен полосой отвода Окружной железной дороги со станцией Черкизово, с севера – долиной ещё существовавшей тогда речки Сосенки.

 Кросс-пост в сообществе ru_sovarch.

Главная особенность проекта – предложенный принцип микрорайонирования. Авторы отходят здесь от жестких геометрических схем, выделяя несколько микрорайонов свободных очертаний, отделенных друг от друга широкими полосами зелени. Каждый микрорайон имеет центральный сад, торговый и обслуживающий центр, отдельные участки детских учреждений. Застройка 2-3 этажная, характерная для послевоенного строительства на окраинных территориях города. В полосах зелени расположены спортивные площадки, школы, частично парки. Радиусы доступности находятся в пределах 400 метров. Планировка сделана так, чтобы по пути к учреждениям культурно-бытового обслуживания и детским учреждениям не нужно было пересекать магистральных улиц. Транзитное движение автотранспорта через микрорайон затруднено.

Не забудем, что это 48 год. Этот проект надолго опередил своё время, к таким решениям пришли только в середине 60-х годов. Идея целостной архитектурно-планировочной организации микрорайона здесь уже вполне оформлена. Характерен отказ от магистральной застройки (хотя поперечная магистраль ещё парадно оформлена, замыкаясь с торцов площадями с общественными зданиями, – прием 40-50-х годов). Главное – здесь мы видим выделенные компактные территории жилой застройки, изолированные от интенсивного движения транспорта.

Интересно посмотреть, как строится магистральная сеть жилого района, сравнить её с существующей на сегодняшний день. Продольные планировочные оси, закрепляющие направление существовавших тогда дорог, легко читаются и сейчас - теперь это Первомайская ул. и Щелковское шоссе. Поперечная планировочная ось намечена под прямым углом к трассе Щелковского шоссе. Следы этой планировки угадываются в направлении нынешней Монтажной улицы. В месте пересечения продолжения 2-й Прядильной улицы с поперечной планировочной осью района намечена площадь, со всех сторон окруженная полосой зелени. Возможно, что здесь намечался районный общественный центр с подобающими административными и общественными зданиями. Надо отметить, что проект, видимо, игнорирует уже существовавшую к тому времени застройку, например в районе Прядильных улиц.

Впечатляет насыщенность района зелеными насаждениями, несмотря на близость огромного Парка культуры и отдыха имени Сталина (Измайловкий лесопарк). Кроме того, с запада на приличном расстоянии от жилой застройки выделена зелёная зона с Виноградным прудом и историческими постройками городка им. Баумана (Измайловский остров). К стадиону им. Сталина запроектированы широкие подходы со стороны Щелковского шоссе и метро «Партизанская», впоследствии занятые хаотичной торговой застройкой.

В последующем, как мы знаем, в этих краях была реализована простейшая решетчатая схема планировки. Были нарезаны мелкие кварталы по 5-7 га. Застройка 2-3 этажная, потом 5-этажная. Отдельные фрагменты 2-3 этажной застройки сохранились до настоящего времени и представляют несомненный интерес. Устроена избыточная сеть улиц. При такой этажности плотность застройки не превышала 30%, а плотность жилого фонда была меньше 4,5 тыс. кв. м. на 1 га. – это нормативные показатели того времени.

Негибкость такой схемы стала очевидна в дальнейшем, когда кварталы стали реконструироваться, первоначальная застройка заменяться на более высокую в 9, 12 и 15 этажей, а движение автотранспорта увеличилось во много раз. Измайлово пережило несколько волн уплотнительной застройки в 60-х, 70-х и 80-х годах. Здесь можно встретить множество из московских типовых серий домов. При этом планировочная сеть осталась та же, кварталы если укрупнялись, то очень незначительно. Результат удручает. Каждая улица – магистраль. Через каждые 300 метров – магистраль. Внутриквартальные сады и скверы в основном уничтожены, пространство между домами, занятое гаражами и мелкой хаотичной застройкой, отчуждено от жителей. Сохранил своё значение только устроенный в 50-е годы Имайловский бульвар.

Вот несколько планировочных рекомендаций из 50-х годов, уже основательно забытых к настоящему времени: изолированность микрорайона от транзитного движения транспорта, достаточное озеленение, внутриквартальные сады и физкультурные площадки, удобство размещения учреждений культурно-бытового обслуживания, равномерная и неизбыточная сеть магистральных улиц.

Tags: ,

1 comment or Leave a comment
Comments
Ivan  Mirov From: Ivan Mirov Date: May 25th, 2019 08:40 am (UTC) (Link)
слава богу это дерьмо не было реализовано и измаилово имеет лгичную, удобную, понятную структуру почти "квартальную"
1 comment or Leave a comment