Synthart (synthart) wrote,
Synthart
synthart

Categories:

344. Георгий Мотовилов. Горельефы в центральном зале ст. метро Электрозаводская. 1944



Из воспоминаний одного из авторов станции архитектора Игоря Евгеньевича Рожина (1908-2005): "Ее проектирование началось в 1939 году. Заказ на станцию получили Владимир Алексеевич Щуко и Владимир Георгиевич Гельфрейх. К этой работе они привлекли меня — как своего ученика и затем одного из ближайших сотрудников. Это были замечательные руководители. Окруженные талантливой молодежью, они никогда не работали чужими руками. Как правило, задание давалось нескольким помощникам, каждый сидел в своем углу и делал свой вариант. Затем, собравшись вместе, обсуждали все предложения и абсолютно демократично выбирали лучшее. Совместная работа с И. А. Щуко и В. Г. Гельфрейхом над «Электрозаводской» стала для меня великолепной школой проектирования. Трудно сказать, что в этой станции принадлежит каждому автору в отдельности. Многое в проектах нарисовано рукой Гельфрейха, многое мною. Но все принципиальные моменты продумывались нами сообща. К сожалению, участие В. А. Щуко в работе вскоре было прервано в связи с его преждевременной смертью в том же 1939 г.


Первоначально центральной темой образа подземного зала была тема труда — ведь станция «посвящена» находящемуся поблизости Московскому электроламповому заводу. С началом войны проектирование было прервано, в 1943 году — возобновлено. Ведущим мотивом образных решений станций, строившихся во время войны и после, стал гимн победе советского народа над фашизмом. Теме героической работы был посвящен и образ «Электрозаводской».

В конце тридцатых годов, когда станция начала проектироваться, по всей стране развернулось стахановское движение. Мы — это было еще при жизни Владимира Алексеевича Щуко и по его инициативе — предполагали сделать в каждом пилоне нишу, где бы стояли бюсты героев-стахановцов. Идея имела успех. Hо когда дело дошло до «списка» портретируемых, от нее пришлось отказаться, так как утверждающие инстанции никак не могли решить, кто же конкретно должен быть увековечен в скульптуре. Позже мы с В. Г. Гельфрейхом изменили тематический и пластический замысел.

Взяв за основу классический антаблемент дорического ордера, мы запроектировали на пилонах рельефы с изображениями сцен труда, располагающиеся в метопах, зажатых триглифами. По нашим схематичным наброскам талантливый скульптор Георгий Иванович Мотовилов сделал очень красивые эскизы, современно и по-своему осмыслив задачу. Важная роль в пластическом осмыслении фриза на пилоне принадлежит скульптурному рельефу. Поле метопы плотно заполнено фигурами, контуры которых определяют ее прямоугольный силуэт. Работы с Г. И. Мотовиловым на «Электрозаводской» — пример плодотворного сотрудничества скульптора с архитекторами, строящегося на взаимопонимании и той степени доверия, когда скульптор может «дополнить» авторов проекта. Мотовилов развил наш замысел, сделал рельефы такими, что они определили не только эмоциональный «фон» образа станции, но и ее пластическое решение".
(И. Рожин. Из моего опыта работы в метро. В книге: "Архитектура московского метро", 1988: http://www.metro.ru/library/architecture/rozhin.html)


1. Путейцы


2. Авиастроители


3. Кузнецы


4.  Животноводы


5.  Ткачихи


6.  Танкостроители


7. Оружейники


8. Хлеборобы


9. Автомобилестроители


10. Литейщики


11. Монтаж изоляторов


12. Работницы электрозавода


Tags: 1940-е годы, r_монум.-декор. оформление моск. метро, Мотовилов, рельеф
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments