Synthart (synthart) wrote,
Synthart
synthart

Categories:

23. Площадь Курского вокзала в Москве.

 
http://ru.wikipedia.org/wiki/Курский_вокзал


В Москве всегда придавали большое значение градостроительной роли вокзалов. В начале 20-го века, в последний период формирования московского железнодорожного узла старые вокзалы были реконструированы, построены новые, перед каждым из них организованы площади. Со временем вокзалы становились ядром архитектурных ансамблей этих площадей.

Курский ход был построен в 1860-х годах. В 80-х годах проложена железная дорога до Нижнего. Нижегородский вокзал тогда располагался за Покровской заставой. В 1894 году была организована «Московско-Курская, Нижегородская и Муромская железная дорога». Для неё в 1896 году на Садовом кольце построено красивое монументальное здание Курского вокзала в псевдоклассических формах, украшенное богатой лепниной (арх. Орлов). Перед ним была организована небольшая площадь.

В 1930 году был объявлен конкурс на реконструкцию/расширение вокзала. Самый интересный проект дали И.Фомин и Г. Волошинов. Этот проект тогда не был осуществлен. В 1938 году вокзал был реконструирован по другому проекту Г. Волошинова. Площадь перед ним была расширена за счет сноса ветхой застройки. После войны пути Горьковкого тупика отодвинули дальше (на первом фото они выходят на самую площадь).

Через 40 лет в 1972 году по проекту всё того же Волошинова и арх. В. Евстигнеева, Н. Панченко, Т. Бархиной, Л.Малашонка и инж. Л. Казачинского построили новое здание. Это была именно реконструкция: основную часть старого вокзала, примыкающую к путям, сохранили, а со стороны площади возвели новое здание. Вокзал был решен в виде единого огромного объема длиной 200 метров, перекрытого выразительной складчатой кровлей и большим (9 метров) козырьком. Фасад, выходящий на площадь образован огромной стеклянной стеной с четким ритмом металлического ограждения.

http://kotoroy.net/

Тогда же был осуществлен проект реконструкции привокзальной площади (арх. В.Лебедев, А.Никонов, П.Чалов, М.Гаспорович). Она была расширена почти вдвое. На площадь раскрылись фасады многоэтажных домов по Садовому кольцу и В. Сыромятнической ул. Для посадки пассажиров на автотранспорт были устроены две платформы островного типа, соединенные тоннелями с пассажирским залом и ж/д. платформами.

В 99 году появились мысли , что площадь перед вокзалом не нужна. Вот как арх. Болдырев обосновывал необходимость её застройки (http://www.asm.rusk.ru/99/Asm2/asm2_4.htm):

«Территория площади и прилегающих участков, имеющая значительные резервы, используется малоэффективно».

«Транспортный узел не обеспечивает расчетную пропускную способность и необходимый уровень комфорта для пассажиров, коренной реконструкции требует и территория парковки автомобилей».

«Существующая застройка площади не благоустроена, маловыразительна, не соответствует современным требованиям архитектуры, отсутствует дизайн и художественное оформление».

«..предполагаемое строительство торгово-обслуживающего комплекса на площади Курского вокзала, ориентированного на обслуживание большого потока населения, генерируемого вокзалом».

Однако оказалось, что выстроенный торговый центр вовсе не ориентирован на «обслуживание большого потока населения, генерируемого вокзалом». Более того, соседство с вокзалом для него «нежелательно». Он демонстративно повернут к вокзалу задом. Переход из торг. центра в вокзал до сих пор закрыт. Вместо этого, в самом здании вокзала с левого торца устроены торговые точки – мелкие клетушки наподобие вьетнамского рынка, опасные в пожарном отношении.

Странного вида длинная и узкая полоса с автостоянкой - всё, что осталось от площади после "реконструкции" 2000-02 года.


http://ru.wikipedia.org/wiki/Курский_вокзал

Теперь заговорили совсем по-другому (http://archvuz.ru/magazine/Numbers/2006_03/template_article?ar=TA/ta23): «…проблема связана с тем, что «Атриум» расположен в непосредственной близости от вокзала. Такое соседство зданий-антиподов негативно сказывается, прежде всего, на имидже самого торгового центра. Покупатели «Атриума» – состоятельные люди, в то время как Курский вокзал в сознании многих москвичей ассоциируется с местом, где собираются бездомные, и перевалочным пунктом для гастарбайтеров, прибывающих в Москву на заработки. Вот почему кажется логичным то, что глухая стена «Атриума» обращена именно к вокзалу». (Зорин К.Л. Молл и его особенности в структуре города Москвы).

Такова недавняя реконструкция площади Курского вокзала. Уровень комфорта для пассажиров не повысился, а понизился. Пропускная способность транспортного узла не повысилась, а понизилась. Результат может увидеть каждый побывавший там - постоянная скученность, антисанитария и грязь в привокзальном пространстве.

Вокзал – ворота города. Человек, приехавший в город, хочет видеть перед собой просторную благоустроенную площадь, а не облупленный задник торгового центра "со скудной пластикой фасадов". Сейчас по такой же схеме проводится «реконструкция» площади Павелецкого вокзала. Какой будет её результат?



http://kotoroy.net/


Tags: градостроительство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 135 comments