Synthart (synthart) wrote,
Synthart
synthart

Categories:

422. Михаил Васильевич Посохин. К столетию с о дня рождения



Сегодня, 13 декабря исполняется 100 лет со дня рождения народного архитектора СССР Михаила Васильевича Посохина.  Имя его не нуждается в представлении. Долгие годы Посохин - признанный лидер архитектурной профессии. Мастер исключительно широкого творческого диапазона, профессиональную школу он прошел еще до войны в мастерской А.В. Щусева.


Первая большая удача – проект высотного здания, его реализация сразу же сделала авторов - М.В. Посохина и А.А. Мндоянца широко известными  в архитектурном сообществе. Это было уникальное творческое содружество, до 1966 года практически все проекты они делали вместе, первое что приходит на ум в этой связи – содружество Дадашев – Усейнов.

Большая часть творческой деятельности  М.В. Посохина была связана с Москвой, более двадцати лет он - Главный архитектор нашего города.  Это тот период, с которым связаны крупномасштабные градостроительные преобразования. С 1960 года, одновременно с расширением границ Москвы, выполнялась работа над Технико-экономическими основами нового Генплана (утверждены в 1966 году). В течении следующих пяти лет  разработан новый Генеральный план Москвы (утвержден в 1971 году), содержавший прогрессивные идеи создания полицентрической системы автономных планировочных образований, а также преобразования исторической радиально-кольцевой транспортной схемы города в перспективную систему хорд. Этот же градостроительный документ зафиксировал и меняющееся отношение к наследию – в историческом центре формировалась система заповедных зон, на территории которых сохранялась и регенерировалась историческая среда.  Реализоваться этому проекту было не суждено, успели только наметить первые подступы к нему.

Органически естественна для Посохина работа в составе больших творческих коллективов. Он один из авторов ряда ключевых московских построек 60 - 70-х годов: Кремлевский Дворец Съездов, Новый Арбат, здание СЭВ. Сколько было в свое время пустых пересудов и мрачных пророчеств по поводу вмешательства в историческую застройку, но время все расставило на свои места. Новый Арбат был первым опытом создания современного градостроительного ансамбля. Он вызвал много подражаний,  но для Москвы остался самым удачным проектом реконструкции в историческом центре,  примером создания гуманной и сомасштабной человеку целостной урбанистической среды. Со всей очевидностью это стало понятно сейчас, в условиях многократно выросших транспортных потоков. Почти все улицы центра города превратились в транспортные клоаки, Новый Арбат по-прежнему исправно выполняет свои градостроительные функции.

Другая знаковая вещь – Кремлевский Дворец съездов, органическое соединение старого и нового, оптимальный ответ на довольно трудные условия и ограничения, поставленные здесь перед проектировщиками. Наряду с Дворцом пионеров, КДС стал одним из первых примеров и эталоном новой архитектуры. Его архитектура выдержала проверку времнем, сейчас уже очевидно, насколько уместно в кремлевском окружении смотрится сдержанная и элегантная трактовка фасадов и насколько неуместны здесь были бы сомнительные упражения на ордерные темы.

Велика была организацинная и общественная деятельность М.В. Посохина. Михаил Васильевич – инициатор создания Комитета по гражданскому строительству и архитектуре, в 60-е годы – зам. Председателя Госстроя. Инициатор создания Отделения архитектуры в Академии художств, которым руководил до своей смерти в 1989 году.

Еще одна ипостась творчества архитектора – массовое жилье, он стоял у истоков сборного домостроения. Экспериментальные стройки в 1-ом Хорошевском пр. и на ул. Куусинена (первая – еще в эпоху всеобщего увлечения «излишествами»), на которых отрабатывались каркасно-панельные коснструктивные схемы. Уже в 70-е годы он принял деятельное участие в создании Единого каталога унифицированных индустриальных изделий, эта была масштабная и перспективная работа,  однако внедрение его столкнулось с существенными трудностями. Отдельная тема для разговора – многолетняя работа над экспериментальный жилым районом в Москве (ОПЖР "Северное Чертаново").

Нужно сказать и про выставочную архитектуру. Павильоны СССР на Всемирных выставках в Монреале (1967) и Осаке (1970) получились яркие, экспрессивно-образные, как и положено быть архитектуре такого рода.  Более поздняя работа – широко, с размахом задуманный Международный выставочный центр. Реализация его затянулась, в соответствии с проектом была возведена лишь первая очередь. В последующем проект был переработан, многочисленные хаотично размещенные разномастные построки свели на нет все очарование классически выверенного генплана. Примерно к этому же времени относится и другая работа – Центр международной торговли – образцовый пример западной офисной архитектуры, помещенной в  в московскую среду, архитектуры отстраненно элегантной и эмоционально холодной.

По проектам М.В. Посохина осуществлены два посольства СССР – в Бразилии и США (третье, посольство в Мадриде осталось в проекте). Вообще доля реализованных проектов довольно велика. Творческая энергия архитектора буквально поражает. Под его руководством разработана вся концепция размещения Олимпийских объектов. Многофункциональный спорткомплекс для Олимпиады-80, целый ряд учебных комплексов, крупнейшее административное здание на Арбатской площади... Но много осталось и нереализованного. Посохин безбоязненно брался за вялотекущие проекты, работа над которыми по каким-то причинам зашла в тупик и "вытягивал" их, доводил до ума. Терпение и упорство для этого нужны исключительные. Здесь можно вспомнить многолетнюю эпопею с Памятником Победы на Поклонной горе  и с проектированием новым зданием Музея Ленина.

Из нереализованного выделю поздний романтико-классицистический проект здания Академии художеств (совместно с Н.И. Пышкиным, С.И. Некрасовым, С.И. Кулевым, 1982 год). Расчлененная композиция, три октагональных  объема, примыкающих к октагональному же ядру. С фасада – трехпролетная лоджия-портик со скульптурами на консолях – основном смысловой элмемент композиции. Центральное зальное пространство, в которое раскрываются боковые объемы,  предназначенное для выставок и торжественных мероприятий. На известном "конкурсе академиков" проект этот получил 1-ю премию.

Ниже я сделал подборку фотографий основных реализованных работ Михаила Васильевича, по одному фото на объект.  Будучи собраны вместе, они производят сильное впечатление. Выбирать что больше нравится - почти безнадежная задача. "Взлетающий" козырек Монреальского павильона,  развернутые навстречу Кутузовскому проспекту крылья здания СЭВ, тускло мерцающее золото шпиля высотного здания –  всё это та архитектура,  которой суждено было пережить свое время, став привычной и неотъемлемой частью образа города.



1. Реконструкция здания Минобороны на ул. Знаменка. 1943-46.
Совместно с А.А. Мндоянцем. Скульптор Н.В. Томский.


2. Высотное здание на площади Восстания. 1948-54.
Совместно с А.А. Мндоянцем. Сталинская премия I степени за 1948 год.


3. Квартал четырехэтажных каркасно-панельных жилых домов в 1-ом Хорошевском пр. 1948-52.
Совместно с А.А. Мндоянцем. Инж. В.П. Лагутенко.


4. Министерство строительство СССР на Б. Садовой, 8. 1950-51.
Вторая премия на конкурсе по РСФСР за 1950 год.


5. Жилой дом, Новинский бул., 18. 1951-57.
Совместно с А.А. Мндоянцем, Я. Е. Жислиным.


6. Группа шести-девятиэтажных каркасно-панельных домов по ул. Куусинена. Проект 1953 г. Строительство 1955-57 гг.
Совместно с А.А. Мндоянцем. Инж. В.П. Лагутенко.


7. Кремлевский Дворец съездов. 1959-61.
Совместно с А.А. Мндоянцем, П.П. Штеллером, Е.Н. Стамо, Н.М. Щепетильниковым.
Ленинская Премия 1962 года.


8. Комплекс курорта Пицунда. Абхазия. 1962-67.
Совместно с А.А. Мндоянцем, В.А. Свирским, Ю.В. Поповым.


9. Проспект Калинина. 1962-69.
Совместно с А.А. Мндоянцем, Г.В, Макаревичем, Б.И. Тхором, Ю.В. Поповым, Ш.А. Айрапетовым, И.А. Покровским, А.В. Зайцевым.


10. Здание СЭВ. 1963-70.
Совместно с А.А. Мндоянцем, В.А. Свирским.


11. Генеральный план развития Москвы. 1966-71.
Руководитель авторского коллектива. Совместно с НИиПИ Генплана г. Москвы.


12. Советский павильон на Всемирной выставке ЭКСПО-67 в Монреале (Канада). 1965-67.
Совместно с А.А. Мндоянцем, Б.И. Тхором. Инж. А.Н. Кондратьев, художник Р.Р. Кликс.


13. Советский павильон на Всемирной выставке ЭКСПО-70 в Осака (Япония). 1968-70.
Совместно с В.А. Свирским. Инж. А.Н. Кондратьев, художник К.И. Рождественский.


14. Посольство СССР в Бразилии. Бразилиа, 1968-74.
Совместно с Д. И. Бурдиным, В.А.Климовым.


15. Реконструкция здания Президиума Верховного Совета СССР в Кремле. 1969-70.
Совместно с Ш.А.Айрапетовым, Н.И. Пышкиным.


16. Комплекс зданий МГИМО. Начало строительства - 1970 год.
Совместно с М.В. Першиным, Б.Н. Колотовым.


17. Посольство СССР в США. Вашингтон, 1970-93.
Совместно с С.Ф. Егоровым, Ю.Н. Семеновым, В.Н. Ениосовым.


18. Комплекс зданий Академии общественных наук. 1972-84.
Совместно с Ш.А. Айрапетовым (на первой стадии), О.Н. Спиридовичем, Г.Н. Ежовой.


19. Выставочный комплекс ЭКСПОЦЕНТР. Начало строительства - 1972 год.
Совместно с Б.И. Тхором, Л.Г. Котовой, Р.И. Семерджиевым, Л.С. Арнаускасом, Н.Е. Шретер и др.


20. Экспериментальный жилой район Северное Чертаново. 1972-85.
Совместно с Л.К. Д.беком, А.Г. Шапиро, А.Ф. Кеглером, Л.В. Мисожниковым.


21. Центр международной торговли.  Начало строительства - 1974 год.
Совместно с В.С. Кубасовым, П.И. Скоканом, Г.А. Черновым. Проект совместно с фирмой "Велтон Беккет".


22. Спорткомплекс "Олимпийский". 1975-80.
Совместно с Б.И. Тхором и другими.


23. Здание Министерства обороны на Арбатской пл. Начало строительства - 1979 год.
Совместно с Ю.В. Поповым, Н.Г. Минаевым.


24. Академия Генштаба. Начало строительства - 1989 год.
Совместно с Н.И. Пышкиным, М.В. Першиным, А.В. Климочкиным, М.Д. Наседкиным, Б.Н. Колотовым, С.И. Некрасовым, Л.А. Колесниковой.

Tags: Посохин
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments