?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
422. Михаил Васильевич Посохин. К столетию с о дня рождения - Synthart
synthart
synthart
422. Михаил Васильевич Посохин. К столетию с о дня рождения



Сегодня, 13 декабря исполняется 100 лет со дня рождения народного архитектора СССР Михаила Васильевича Посохина.  Имя его не нуждается в представлении. Долгие годы Посохин - признанный лидер архитектурной профессии. Мастер исключительно широкого творческого диапазона, профессиональную школу он прошел еще до войны в мастерской А.В. Щусева.


Первая большая удача – проект высотного здания, его реализация сразу же сделала авторов - М.В. Посохина и А.А. Мндоянца широко известными  в архитектурном сообществе. Это было уникальное творческое содружество, до 1966 года практически все проекты они делали вместе, первое что приходит на ум в этой связи – содружество Дадашев – Усейнов.

Большая часть творческой деятельности  М.В. Посохина была связана с Москвой, более двадцати лет он - Главный архитектор нашего города.  Это тот период, с которым связаны крупномасштабные градостроительные преобразования. С 1960 года, одновременно с расширением границ Москвы, выполнялась работа над Технико-экономическими основами нового Генплана (утверждены в 1966 году). В течении следующих пяти лет  разработан новый Генеральный план Москвы (утвержден в 1971 году), содержавший прогрессивные идеи создания полицентрической системы автономных планировочных образований, а также преобразования исторической радиально-кольцевой транспортной схемы города в перспективную систему хорд. Этот же градостроительный документ зафиксировал и меняющееся отношение к наследию – в историческом центре формировалась система заповедных зон, на территории которых сохранялась и регенерировалась историческая среда.  Реализоваться этому проекту было не суждено, успели только наметить первые подступы к нему.

Органически естественна для Посохина работа в составе больших творческих коллективов. Он один из авторов ряда ключевых московских построек 60 - 70-х годов: Кремлевский Дворец Съездов, Новый Арбат, здание СЭВ. Сколько было в свое время пустых пересудов и мрачных пророчеств по поводу вмешательства в историческую застройку, но время все расставило на свои места. Новый Арбат был первым опытом создания современного градостроительного ансамбля. Он вызвал много подражаний,  но для Москвы остался самым удачным проектом реконструкции в историческом центре,  примером создания гуманной и сомасштабной человеку целостной урбанистической среды. Со всей очевидностью это стало понятно сейчас, в условиях многократно выросших транспортных потоков. Почти все улицы центра города превратились в транспортные клоаки, Новый Арбат по-прежнему исправно выполняет свои градостроительные функции.

Другая знаковая вещь – Кремлевский Дворец съездов, органическое соединение старого и нового, оптимальный ответ на довольно трудные условия и ограничения, поставленные здесь перед проектировщиками. Наряду с Дворцом пионеров, КДС стал одним из первых примеров и эталоном новой архитектуры. Его архитектура выдержала проверку времнем, сейчас уже очевидно, насколько уместно в кремлевском окружении смотрится сдержанная и элегантная трактовка фасадов и насколько неуместны здесь были бы сомнительные упражения на ордерные темы.

Велика была организацинная и общественная деятельность М.В. Посохина. Михаил Васильевич – инициатор создания Комитета по гражданскому строительству и архитектуре, в 60-е годы – зам. Председателя Госстроя. Инициатор создания Отделения архитектуры в Академии художств, которым руководил до своей смерти в 1989 году.

Еще одна ипостась творчества архитектора – массовое жилье, он стоял у истоков сборного домостроения. Экспериментальные стройки в 1-ом Хорошевском пр. и на ул. Куусинена (первая – еще в эпоху всеобщего увлечения «излишествами»), на которых отрабатывались каркасно-панельные коснструктивные схемы. Уже в 70-е годы он принял деятельное участие в создании Единого каталога унифицированных индустриальных изделий, эта была масштабная и перспективная работа,  однако внедрение его столкнулось с существенными трудностями. Отдельная тема для разговора – многолетняя работа над экспериментальный жилым районом в Москве (ОПЖР "Северное Чертаново").

Нужно сказать и про выставочную архитектуру. Павильоны СССР на Всемирных выставках в Монреале (1967) и Осаке (1970) получились яркие, экспрессивно-образные, как и положено быть архитектуре такого рода.  Более поздняя работа – широко, с размахом задуманный Международный выставочный центр. Реализация его затянулась, в соответствии с проектом была возведена лишь первая очередь. В последующем проект был переработан, многочисленные хаотично размещенные разномастные построки свели на нет все очарование классически выверенного генплана. Примерно к этому же времени относится и другая работа – Центр международной торговли – образцовый пример западной офисной архитектуры, помещенной в  в московскую среду, архитектуры отстраненно элегантной и эмоционально холодной.

По проектам М.В. Посохина осуществлены два посольства СССР – в Бразилии и США (третье, посольство в Мадриде осталось в проекте). Вообще доля реализованных проектов довольно велика. Творческая энергия архитектора буквально поражает. Под его руководством разработана вся концепция размещения Олимпийских объектов. Многофункциональный спорткомплекс для Олимпиады-80, целый ряд учебных комплексов, крупнейшее административное здание на Арбатской площади... Но много осталось и нереализованного. Посохин безбоязненно брался за вялотекущие проекты, работа над которыми по каким-то причинам зашла в тупик и "вытягивал" их, доводил до ума. Терпение и упорство для этого нужны исключительные. Здесь можно вспомнить многолетнюю эпопею с Памятником Победы на Поклонной горе  и с проектированием новым зданием Музея Ленина.

Из нереализованного выделю поздний романтико-классицистический проект здания Академии художеств (совместно с Н.И. Пышкиным, С.И. Некрасовым, С.И. Кулевым, 1982 год). Расчлененная композиция, три октагональных  объема, примыкающих к октагональному же ядру. С фасада – трехпролетная лоджия-портик со скульптурами на консолях – основном смысловой элмемент композиции. Центральное зальное пространство, в которое раскрываются боковые объемы,  предназначенное для выставок и торжественных мероприятий. На известном "конкурсе академиков" проект этот получил 1-ю премию.

Ниже я сделал подборку фотографий основных реализованных работ Михаила Васильевича, по одному фото на объект.  Будучи собраны вместе, они производят сильное впечатление. Выбирать что больше нравится - почти безнадежная задача. "Взлетающий" козырек Монреальского павильона,  развернутые навстречу Кутузовскому проспекту крылья здания СЭВ, тускло мерцающее золото шпиля высотного здания –  всё это та архитектура,  которой суждено было пережить свое время, став привычной и неотъемлемой частью образа города.



1. Реконструкция здания Минобороны на ул. Знаменка. 1943-46.
Совместно с А.А. Мндоянцем. Скульптор Н.В. Томский.


2. Высотное здание на площади Восстания. 1948-54.
Совместно с А.А. Мндоянцем. Сталинская премия I степени за 1948 год.


3. Квартал четырехэтажных каркасно-панельных жилых домов в 1-ом Хорошевском пр. 1948-52.
Совместно с А.А. Мндоянцем. Инж. В.П. Лагутенко.


4. Министерство строительство СССР на Б. Садовой, 8. 1950-51.
Вторая премия на конкурсе по РСФСР за 1950 год.


5. Жилой дом, Новинский бул., 18. 1951-57.
Совместно с А.А. Мндоянцем, Я. Е. Жислиным.


6. Группа шести-девятиэтажных каркасно-панельных домов по ул. Куусинена. Проект 1953 г. Строительство 1955-57 гг.
Совместно с А.А. Мндоянцем. Инж. В.П. Лагутенко.


7. Кремлевский Дворец съездов. 1959-61.
Совместно с А.А. Мндоянцем, П.П. Штеллером, Е.Н. Стамо, Н.М. Щепетильниковым.
Ленинская Премия 1962 года.


8. Комплекс курорта Пицунда. Абхазия. 1962-67.
Совместно с А.А. Мндоянцем, В.А. Свирским, Ю.В. Поповым.


9. Проспект Калинина. 1962-69.
Совместно с А.А. Мндоянцем, Г.В, Макаревичем, Б.И. Тхором, Ю.В. Поповым, Ш.А. Айрапетовым, И.А. Покровским, А.В. Зайцевым.


10. Здание СЭВ. 1963-70.
Совместно с А.А. Мндоянцем, В.А. Свирским.


11. Генеральный план развития Москвы. 1966-71.
Руководитель авторского коллектива. Совместно с НИиПИ Генплана г. Москвы.


12. Советский павильон на Всемирной выставке ЭКСПО-67 в Монреале (Канада). 1965-67.
Совместно с А.А. Мндоянцем, Б.И. Тхором. Инж. А.Н. Кондратьев, художник Р.Р. Кликс.


13. Советский павильон на Всемирной выставке ЭКСПО-70 в Осака (Япония). 1968-70.
Совместно с В.А. Свирским. Инж. А.Н. Кондратьев, художник К.И. Рождественский.


14. Посольство СССР в Бразилии. Бразилиа, 1968-74.
Совместно с Д. И. Бурдиным, В.А.Климовым.


15. Реконструкция здания Президиума Верховного Совета СССР в Кремле. 1969-70.
Совместно с Ш.А.Айрапетовым, Н.И. Пышкиным.


16. Комплекс зданий МГИМО. Начало строительства - 1970 год.
Совместно с М.В. Першиным, Б.Н. Колотовым.


17. Посольство СССР в США. Вашингтон, 1970-93.
Совместно с С.Ф. Егоровым, Ю.Н. Семеновым, В.Н. Ениосовым.


18. Комплекс зданий Академии общественных наук. 1972-84.
Совместно с Ш.А. Айрапетовым (на первой стадии), О.Н. Спиридовичем, Г.Н. Ежовой.


19. Выставочный комплекс ЭКСПОЦЕНТР. Начало строительства - 1972 год.
Совместно с Б.И. Тхором, Л.Г. Котовой, Р.И. Семерджиевым, Л.С. Арнаускасом, Н.Е. Шретер и др.


20. Экспериментальный жилой район Северное Чертаново. 1972-85.
Совместно с Л.К. Д.беком, А.Г. Шапиро, А.Ф. Кеглером, Л.В. Мисожниковым.


21. Центр международной торговли.  Начало строительства - 1974 год.
Совместно с В.С. Кубасовым, П.И. Скоканом, Г.А. Черновым. Проект совместно с фирмой "Велтон Беккет".


22. Спорткомплекс "Олимпийский". 1975-80.
Совместно с Б.И. Тхором и другими.


23. Здание Министерства обороны на Арбатской пл. Начало строительства - 1979 год.
Совместно с Ю.В. Поповым, Н.Г. Минаевым.


24. Академия Генштаба. Начало строительства - 1989 год.
Совместно с Н.И. Пышкиным, М.В. Першиным, А.В. Климочкиным, М.Д. Наседкиным, Б.Н. Колотовым, С.И. Некрасовым, Л.А. Колесниковой.

Tags:

29 comments or Leave a comment
Comments
uryevich From: uryevich Date: December 13th, 2010 05:38 pm (UTC) (Link)
Величайшие проекты!
synthart From: synthart Date: December 13th, 2010 05:39 pm (UTC) (Link)
Совершенно согласен.
kucheryavchik From: kucheryavchik Date: December 13th, 2010 05:59 pm (UTC) (Link)
проекты отличные и большинство из них - действительно знаковые, но вот текст о жизни Посохина - советский в плохом смысле этого слова.

>> Кремлевский Дворец съездов, органическое соединение старого и нового, оптимальный ответ на довольно трудные условия и ограничения, поставленные здесь перед проектировщиками. ... Его архитектура выдержала проверку времнем, сейчас уже очевидно, насколько уместно в кремлевском окружении смотрится сдержанная и элегантная трактовка фасадов и насколько неуместны здесь были бы сомнительные упражения на ордерные темы.

тут до сих пор можно позволить себе не согласиться. кремлевский дворец съездов - спорное архитектурное решение.

>> Новый Арбат был первым опытом создания современного градостроительного ансамбля. Он вызвал много подражаний, но для Москвы остался самым удачным проектом реконструкции в историческом центре, примером создания гуманной и сомасштабной человеку целостной урбанистической среды

новый арбат - проект реконструкции? сомасштабная человеку среда? не согласен.
synthart From: synthart Date: December 13th, 2010 06:21 pm (UTC) (Link)
КДС. а чем оно спорное? требовалось построить многофункциональный комплекс (зал заседаний, концертный зал, банкетный зал) на ограниченной площади, в плотном окружении кремлевский построек в очень сжатые сроки. крайне сложные условия. его ведь и в землю заглубили на 6 метров, чтобы он не доминировал в кремлевской панораме. а посадить банкетный зал на зал заседаний? эхто было смелое решение, трдно реализовать.


сомасштабная человеку среда?

да, сомасштабная! там уютно находится. и это даже сейчас, когда все остальные улицы исторического центра превратились в воронки для автотранспорта.
kucheryavchik From: kucheryavchik Date: December 13th, 2010 07:11 pm (UTC) (Link)
значит, все дело в индивидуальном восприятии. мне нравится новый арбат как архитектурный ансамбль, но я бы не назвал его уютным и сомасштабным, иначе он попросту перестал бы мне нравиться )
nekula From: nekula Date: December 13th, 2010 08:07 pm (UTC) (Link)
Если бы Новый Арбат построили не на месте снесённой бульдозером старой, далеко не самой худшей, городской застройки, а где-нибудь в Черёмушках, то может там он и был бы удачным проектом. А здесь главная цель этого проспекта была - создать удобный проезд к Кремлю цековских членовозов с рублёвских дач.
synthart From: synthart Date: December 13th, 2010 08:17 pm (UTC) (Link)
Новый Арбат был запланирован в Генплане-35, какие цековские членовозы? В Черемушках и так дороги широкие, а вот в центре нет. Расширение Тверской, Новый Арбат, Новокировский, - все это были необходимые мероприятия в рамках реконструкции Москвы.
nekula From: nekula Date: December 13th, 2010 08:27 pm (UTC) (Link)
В Генплане 35 года и запланирован, чтобы Сталин на ближнюю дачу ездил, а то по узкому Арбату ему боязно было. Но сделали уже при Хруще. Вот из-за этих необходимых мероприятий по расширению сейчас город стоит в пробках, ибо если бы остались узкие улицы, то столько машин в центр бы не совалось и были бы там трамваи и пешеходные улицы.
synthart From: synthart Date: December 13th, 2010 08:30 pm (UTC) (Link)
"...столько машин в центр бы не совалось..."

ну-ну..:))
synthart From: synthart Date: December 13th, 2010 08:37 pm (UTC) (Link)
"...запланирован, чтобы Сталин на ближнюю дачу ездил"

аха, а Новокировский запланирован - чтобы Сталин на вокзал ездил, а ул. Горького - чтобы Сталин в Концертный зал Чайковского ездил, а пр. Мира - чтобы Сталин на ВДНХ ездил.

nekula From: nekula Date: December 14th, 2010 07:31 am (UTC) (Link)
Вы же прекрасно знаете, что в плане 35 года понарисовали кучу проспектов от Кремля, в частности через Замоскворечье, район Солянки и др., и к счастью многого не сделали. В итоге проломили только Тверскую, Новый Арбат и Якиманку. Новокировский так и не доделали. С восточной стороны Кольца вообще остались узкие улицы. Бульварное кольцо загнали вниз только под Новым Арбатом. Зачем спрямили Якиманку, Вы тоже хорошо понимаете.
synthart From: synthart Date: December 14th, 2010 08:13 am (UTC) (Link)
Правильно нарисовали, был выбран оптимальный вариант, далекий как от радикализма Ле Корбюзье, так и от охранительской позиции Щусева. И к сожалению не доделали, не хватило системности в реализации генерального плана.

darriuss From: darriuss Date: December 13th, 2010 06:12 pm (UTC) (Link)
Отдельное спасибо за посольство в Бразилиа, давно хотел увидеть посохинский привет Нимейеру. Удивили предложенные для довольно монохромного города яркие решетки единственного идеологического верного цвета. )
synthart From: synthart Date: December 13th, 2010 06:17 pm (UTC) (Link)
Бразилиа действительно монохромный? Что-то я сомневаюсь.
У меня есть еще два черно-белых фото посольства, но тут хотелось дать цветное фото. "Посохинский привет Нимейеру". т.е. у Нимейера что-то похожее есть?
darriuss From: darriuss Date: December 13th, 2010 06:42 pm (UTC) (Link)
>> Бразилиа действительно монохромный?

Не знаю, лично для меня в этом бело-сером царстве даже светло-зеленое остекление министерств на Эспланаде и охра дворца Бурити кажутся ярчайшими откровениями, тем более такой ярко-красный цвет Посохина.
synthart From: synthart Date: December 13th, 2010 06:55 pm (UTC) (Link)
в общем да, ярких красок там мало. посольство выделяется.
huck_d From: huck_d Date: December 13th, 2010 07:39 pm (UTC) (Link)
Спасибо за подборку.
synthart From: synthart Date: December 13th, 2010 07:51 pm (UTC) (Link)
пожалуйста!
solovyev_igor From: solovyev_igor Date: December 13th, 2010 09:46 pm (UTC) (Link)
А я не ожидал четырехэтажных(!) жилых домов в 1-ом Хорошевском пр.. Незнал такого Посохина. Люблю такие кварталы)
ps Ну и Лагутенко теперь для меня "реабилитирован" ))
synthart From: synthart Date: December 13th, 2010 10:01 pm (UTC) (Link)
в 1-ом Хорошевском - это 48 год, так что ничего удивительного в малых этажах. отрабатывали каркасно-панельную конструкцию.
solovyev_igor From: solovyev_igor Date: December 13th, 2010 10:19 pm (UTC) (Link)
И в итоге доотрабатывались сами знаете до чего((( Впрочем, архитекторы ни в чем конечно не виноваты, спасибо Никите Сергевичу! Неужели такое "излишество" стоило бы намного дороже типовой хрущебы? Ну да, здесь же нормальные высокие потолки и грамотно посчитанные "раздутые" площади((
ps А на Октябрьском Поле медленно но верно сносят подобного масштаба застройку под многоэтажки( Скоро один чечулинский квартальчик-с-фонтанами и останется(((
synthart From: synthart Date: December 13th, 2010 10:34 pm (UTC) (Link)
не думаю, что там большие площади. конструкция несовершенна. внешний облик тоже не фонтан. лопатки, прикрывающие стыки. декор сделан с оглядкой на крпичный дом. первые опыты панели.
solovyev_igor From: solovyev_igor Date: December 13th, 2010 11:09 pm (UTC) (Link)
Так я не об этом (с этим и не поспоришь), я больше о среде, самой атмосфере малоэтажных послевоенных кварталов московских окраин.
Ну а уж если говорить "за архитектуру"... То на той же фотографии, из за крыш этих самых несовершенных домов выглядывает их пра-правнук. Весьма унылое зрелище, скажу я вам! Пусть даже и облицованное веселенькой голубой туалетной плиткой)
Предвидя ваш следующий аргумент, соглашусь, что да, были и Чертаново и Лебедь и Дом на Беговой и башни на Ленинском... Но это были, увы, редкие исключения на фоне крайне унылой и совершенно антигуманной массовой застройки.
ps Впрочем, современные т.н. элитные жилые комплексы в большинстве своем куда антигуманнее и на порядок унылее(
synthart From: synthart Date: December 14th, 2010 08:25 am (UTC) (Link)
малоэтажная среда, с этим полностью согласен. такая, например: http://synthart.livejournal.com/2290.html
но, увы, это годилось только для послевоенных лет.
микрорайоны 70-х имели малую плотность застройки, огромные озелененные дворовые пространства, отлаженную инфраструктуру, детские учреждения, места отдыха и пр. достоинства, на фоне которых однообразие архитектуры (которую замечают единицы жителей, пока им на это не ткнуть пальцем) не более, чем мелочь, вызванная недостаточно активным внедрением Единого каталога, т.е. неповоротливостью строит. комплекса. Чертаново и лебедь как раз как пример не приведу, ибо это эксперименты.
solovyev_igor From: solovyev_igor Date: December 14th, 2010 09:14 am (UTC) (Link)
Не уверен, что малая плотность застройки такое уж огромное достижение. Особенно в провинции, где, как правило, экономили именно на инфраструктуре. Т.е. если школы и детсады худо бедно но строили, то до мест отдыха часто руки не доходили(
m_i_s_t_e_r_x_1 From: m_i_s_t_e_r_x_1 Date: December 13th, 2010 11:18 pm (UTC) (Link)
"Группа шести-девятиэтажных каркасно-панельных домов по ул. Куусинена"

Это можно в Хорошёвку !
synthart From: synthart Date: December 14th, 2010 08:14 am (UTC) (Link)
Ну там про это и так знают.
terester From: terester Date: December 14th, 2010 12:43 pm (UTC) (Link)
спасибо
synthart From: synthart Date: December 14th, 2010 05:31 pm (UTC) (Link)
пожалуйста!
29 comments or Leave a comment