Synthart (synthart) wrote,
Synthart
synthart

Category:

31. Москва. Бывш. школа на Татарской ул., 1935 г. Арх. Л.О. Гриншпун.


Татарская ул., 20.

В продолжении темы школы арх. А.Люрса по ул. Машиностроения (http://synthart.livejournal.com/7327.html), ещё одна работа 5-ой мастерской Моссовета - школа на М. Татарской бывш. Кировского района г. Москвы. Арх. Леонид Осипович Гриншпун (1906-1981).





Проект школы удовлетворяет требованиям того времени: здание 4-х этажное, по бокам расположены два вестибюля и лестницы. Аркада в левом углу проектной перспективы соединяет школу с соседним зданием (на месте особняка, в котором теперь располагается музей Бахрушина). Особенности - несимметричный план и ориентация классов на западную сторону. Нессиметричный план становится редкостью в школьном строительстве начиная с середины 30-х. В Москве можно вспомнить упоминавшуюся школу А.Люрса и более позднюю школу арх. Эстрина и Векслера в М.Гнездниковком пер. (1939 г.), Г-образную в плане. На М.Татарской пятигранным объемом Гриншпун хотел подчеркнуть расположение здания на углу Садового кольца и М.Татарской ул. (теперь просто Татарской), за что подвергся критике:

«Внутреннюю планировку этой школы в значительной мере предопределили небольшие размеры участка (0,8 га) и его угловое положение. При площади под застройкой около 1000 м2 и координатах участка 75 на 100 м расположение школьного здания все же предусматривает свободное пространство для игр и озеленение участка. В то же время от магистралей здание отстоит на 7 м и 22 м. Угловое расположение участка и «давнее» пристрастие молодого архитектора к угловым решениях (так нас воспитывали в архитектурных институтах) побудили его сделать угол центром планировочного и композиционного решения. Сам по себе этот прием, конечно, ничего предосудительного не содержит. Но подходит ли он для школы в такой же мере, как например, для универсального магазина, аптеки, здания почты и телеграфа и т. п. учреждений? Думается, что именно для здания школы он подходит менее всего. В самом деле. В чем главный соблазн угловых решений, угловых расположений зданий, столь излюбленный в эпоху промышленного капитализма и так редко применявшийся в классической архитектуре до второй половины XIX в.? Дело и том, что угол с его большим пространством и скоплением людей на перекрестке дает максимум возможностей выделить здание на улице. Исходя из этого предприниматели снимали в своё время помещения только на углах. Но нужно ли это архитектурное выпячивание школе? Ответ может быть только отрицательный. Как процесс школьной учёбы, так и условия отдыха детей требуют ухода, удаления от улицы. И это не может не получить своего отражения как во внутренней планировке, так и во внешней архитектуре школьного здания" (Д. Аранович. Планировка и архитектура школ // Строительство Москвы. №5, 1935).

В угловом пятигранном объеме разместилась лестница, рекреация, буфет, библиотека, дирекция и другие помещения. Другая редкость - расположение классов преимущественно на запад. Это вынужденная мера, следствие конфигурации участка , узкого и вытянутого в направлении юг-север. После войны здание, как и большинство довоенных школ, утратило учебную функцию, потому что перестало отвечать возросшим требованиям: в первую очередь, это отсутствие полноценной столовой, физкультурного и актового зала. Теперь в нём размещается городская больница №32.

Из фотографий видно, с какими отступлениями был реализован проект школы. Теперь здание кажется вполне заурядным, декоративное оформление - пилястры на фасадах, обращенных к Садовому кольцу и Татарской ул., карниз с консолями оригинального рисунка, горизонтальные тяги между 1 и 2 , 3 и 4 этажами, развитые сандрики над балконами. Балконы, неуместные в школьном здании, видимо, появились позднее. Кстати, интересно взглянуть на фасад по Татарской ул. В проекте угловые объемы выдвинуты вперед сильнее, чем сейчас. Сейчас две группы пилястр оформляют небольшие эркеры бывш. классов на восточном фасаде. В тоже время в проектной перспективе видно стремление автора сгруппировать окна на восточном фасаде по три, хотя это и не отвечает первоначальной планировке (с этой стороны располагался коридор). В общем строительная история здания неизученна и довольна интересна.









Кросс-пост: http://community.livejournal.com/ru_sovarch/313039.html.

Tags: 1930-е годы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments