Synthart (synthart) wrote,
Synthart
synthart

Categories:

453. Советский павильон на международной выставке ЭКСПО-58 в Брюсселе


Арх. А. Борецкий, Ю. Абрамов, В. Дубов, А. Полянский.
Инж. Ю. Рацкевич.
1958.

Так получилось, что одним из первых реализованных проектов, выполненных в новой стилистике после изменения творческой направленности советской архитектуры в сер. 50-х годов, был выставочный павильон СССР на международной выставке в Брюсселе "ЭКСПО-58". Полный отказ от любых ордерных элементов и исторических аллюзий, современные материалы - стекло, сталь и алюминий, призванные преодолеть "весомость" конструкции, - всё это означало возвращение советской архитектуры на столбовую дорогу развития мирового зодчества после "кошмара" сталинского ампира.


В плане павильон представлял собой параллелепипед длиной 150 м., шириной 72 м. и высотой 22 м. Стальной каркас состоял из рам и двух рядов колонн, к ним были подвешены на вантах перекрытия и стеклянные стены. В интерьере было сформировано единое выставочное пространство. Необычным было все: суживающиеся книзу решетчатые стальные несущие колонны, серебристое кружево  алюминиевых ферм перекрытия, гофрированный световой фонарь. Наружный облик павильона был сформирован стеклянными гофрированными плоскостями стен, как бы затканными нитями алюминиевого каркаса. Эти тянувшиеся сверху вниз нити призваны были наглядно показать отсутствие несущих функций у навесной стены. Наверху помещался ажурный "аттик" из алюминиевых профилей - вантовую конструкцию на крыше все же не решились открыть на всеобщее обозрение. Невесомость дематериализованной стены усиливала каркасная конструкция герба СССР, помещенного на главной фасаде. Стилизованный герб состоял из множества тонких алюминиевых пластинок двутаврового сечения, укрепленных перпендикулярно к плоскости стены.

"Мир и труд" - такой решили сделать главную тему советского павильона. Проект экспозиции был разработан под руководством художника К. Рождественского. При входе в павильон посетителя приветствовали скульптуры рабочего и колхозницы, выполненные скульптором А. Зеленским. В глубине зала на фоне большого панно "Москва" помещалась скульптура В.И. Ленина авторства М. Манизера. В 18 разделах демонстрировались достижения советской страны: копии первых искусственных спутников Земли, модели реактивных самолетов, судов на подводных крыльях, станки, тракторы, автомобили, изделия легкой промышленности... Большое внимание посетителей привлекал огромный (64 кв. м.) макет только что выстроенного Центрального стадиона им. Ленина в Лужниках. Слева от павильона на советском экспозиционном участке был возведен кинтоеатр на 100 мест (его изображение мне не удалось обнаружить), в нем устраивались фильмы и концертные выступления.

За архитектурное решение и уровень оформительского искусства павильон СССР был удостоен Гран-при Брюссельской выставки.


Фасад.


Разрез.


План участка.



























Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments