Synthart (synthart) wrote,
Synthart
synthart

Categories:

725. Памятник Н.К. Крупской


Скульпторы Е.Ф. Белашова, А.М. Белашов;
Арх. В. Л. Воскресенский

Перед нами лучшее, на мой взгляд, произведение скульптора, народного художника СССР Екатерины Федоровны Белашовой (1906-1971). Работая на протяжении последних лет жизни над этим проектом, делая разные варианты и постепенно оттачивая образ, она успела создать гипсовую модель памятника (1970). Переводил модель в бронзу ее сын, скульптор-анималист А. М. Белашов. Памятник был открыт 1 июня 1977 года. Предоставлю слово искусствоведу Н.В. Воронову:

«Одним из наглядных примеров воплощения концепции городского памятника-микроансамбля стало монументальное произведение, посвященное Н.К. Крупской. Памятник расположен в начале Сретенского бульвара в Москве и состоит из трех основных элементов: собственно фигуры, длинной горизонтальной плиты-подиума (9х18 м) и двух вертикальных пилонов с текстами, поставленных под углом друг к другу. Н.К. Крупская изображена сравнительно молодой, в длинном платье, стремительно идущей вперед. Впечатление движения усиливается тем, что ее фигура помещена в самом начале подиума, а высокие стелы-пилоны поставлены диагонально по отношению к плите и развернуты в ту сторону, где начинается бульвар, то есть в том же направлении куда устремлена фигура Крупской. Помогает этому общему впечатлению устремленности вперед и то, что десятиметровые стелы-пилоны, на фоне которых воспринимается фигура,  в два раза выше последней (5 метров). Таким образом, острие воображаемого композиционного треугольника так же направлено в сторону входа – туда же, куда «движется» и фигура Крупской.

 

Очень удачно то, что плита-подиум при сравнительно небольшой высоте (60 см) имеет внизу подрезку. Это вроде бы малосущественная деталь играет значительную роль в организации «эстетического поля» памятника, роль границы, отделяющей художественный мир произведения от реального окружения.

 

Весьма спорным является то, что авторы почти полностью использовали плоскости вертикальных стел для нанесения текстов, представляющих собой цитаты из произведений Крупской. Опыт показывает, что длинные надписи на вертикальных плоскостях воспринимаются плохо, и у зрителей почти никогда не хватает терпения дочитать большие тексты до конца, особенно в тех случаях, когда наиболее важная информация не выделена цветом или размером шрифта».

 

Из книги: Н.В. Воронов. Советская монументальная скультура. 1960-1980. – М.: Искусство, 1984


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.


11.


12.


13.

Tags: 1970-е годы, r_скульптура и монументальное искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments