Synthart (synthart) wrote,
Synthart
synthart

Categories:

727. Дом шахматистов в Ереване


Арх. Ж. Мещерякова;
Инж. Р. Манукян;
1970

«Здание стоит в парковой полосе, неподалеку от недавно построенного кафе «Крунк». Сооружение невелико по размерам, но часть помещений, объем которых не замечается с первого взгляда, находится в цокольном этаже. Архитектор намеренно стремился избежать сложной композиции масс и привести облик постройки к цельной компактной форме. Внутреннее пространство также воспринимается цельным, компактным, единым.


Главный вход веет в весьма оригинальный вестибюль: роль входной распределительной площади играет балкон-антресоль, опоясывающий по периметру зал. Отсюда можно спуститься вниз, где расположен бар, или подняться вверх; во втором этаже находятся административные помещения, третий этаж занимает зал для турниров.. В цокольном этаже (на уровне бара) расположен пристроенный объем с небольшими игровыми помещениями; они размещены вокруг дворика, имеющего свободную, не жестко-геометрическую форму контура.

Несущая конструкция основного объема – монолитный железобетонный каркас. Наружные ограждения не измельчены проемами: архитектор и здесь стремился к композиции крупных, цельных форм, применяя в удачном соотношении глухие и прозрачные стены.

Глухие ограждения (стены) выполнены из легкого бетона и облицованы туфовыми плитками золотистого оттенка. Плоскости стен имеют живописные выгибы на концах. Эта форма, придающая объему оригинальность и экспрессию, эстетически оправдана во многих отношениях. Прежде всего эти выгибы смягчают жесткость треугольной призмы (а треугольник плана, не усложняя в данном случае ни планировки, ни конструкции, позволил создать интересный и оригинальный объем). Далее, изгибы плоскостей стен соответствуют пластическим свойствам материала, из которого они сделаны, – литого бетона. Наконец, и это очень важно, благодаря этим выгибам плоскости стен получили трактовку именно плоскостей, ширм, ограждающих, но не замыкающих пространство. Здесь своеобразно выражена идея незамкнутости: здание – не коробка, а огражденное пространство, выделенное из внешнего пространства природы.

Архитектура дополнена произведениями изобразительного искусства: чеканным барельефом на фасаде (художники А. Бдеян и Д. Бабаян) и мозаичным панно, в интерьере 2-го этажа (художник М. Грдян)».

А. Гольштейн. Дом шахматистов в Ереване // Архитектурное творчество СССР. Проблемы и суждения. Москва, Стройиздат, 1973

























Tags: 1970-е годы, r_соварх 60-80
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments