Synthart (synthart) wrote,
Synthart
synthart

Categories:

729. Конкурс на проект Центрального музея Ленина в Москве. Первый тур. 1970 год


1. I премия. Арх. А. Полянский (руководитель), М. Лифатов, Ю. Минаев, К. Миронов, М. Синев, инж. Р. Плешков

Рубеж семидесятых был отмечен началом работы над проектом нового здания Центрального музея им. Ленина в Москве. Эта растянувшаяся на несколько лет многоэтапная конкурсная эпопея по своему объему, глубине замыслов  и интенсивности поисков может сравниться с крупнейшими нашими конкурсами - на проект Дворца  Советов и на проект мемориального ансамбля на Поклонной горе. Здесь можно наглядно видеть те качественные изменения, которые претерпевает в те годы профессиональное мышление архитекторов. Три тура конкурса, послеконкурсное проектирование дали интересные предложения, апробирующие не только функциональную программу, но прежде всего архитектурно-образный язык создания крупномасштабного общественного сооружения, трактуемого как общегородской народный форум.

Первый этап относится к 1969-1971 гг., когда исполком Московского Совета совместно с Союзом архитекторов СССР провел два тура заказных конкурсов и один тур открытого конкурса на проект нового здания музея. На первый тур (1970) было представлено 17 проектов. Покажу десять из них. Проекты и комментарии к ним извлечены мной большей частью  из статьи Е. Розанова "Конкурс  на лучший проект Центрального музея В.И. Ленина." ("Архитектура СССР", № 8-1974).


"По условиям конкурса здание музея размещается на участке в центре Москвы к западу от Кремля на ул. Волхонке, между Музеями изобразительных искусств с запада и старым зданием библиотеки им. В.И. Ленина на востоке.  Музей может иметь только одну активную композиционную ориентацию – на Волхонку, так как его остальные фасады будут выходить на второстепенные улицы и по существу не требуют активного решения. Топография участка очень выгодна для размещения на нем крупного общественного здания: рельеф поднимается от Москвы-реки до ул. Маркса-Энгельса на 12-15 м. В проектных предложениях первого тура конкурса поиски идейно-художественной выразительности архитектура музея В.И. Ленина велись в следующих основных направлениях:

 1. Стремление создать архитектурный образ музея, используя в качестве основной темы крупную, монументальной формы «плиту», горизонтальный объем прямоугольный или квадратный в плане, с глухими фасадными стенами, приподнятый над землей на один-три этажа (коллективы А. Полянского  II вариант, А. Ахмедова, И. Виноградского, В. Виленского, В. Андреева).

 

2. Поиск образа музея при помощи выражения на фасадах каркасной системы, своеобразного «ордера» (группы архитекторов Е. Стамо, З. Чернышевой, И. Ловейко).

3. Попытки выявить на фасадах в объемно-планировочном решении отдельные экспозиционные темы, связанные с жизнью и деятельностью В. И. Ленина (группы архитекторов Б. Мезенцева,  Л. Павлова).

 

4. Поиски архитектурного образа в здании-символе, в здании-скульптуре (группы архитекторов А. Милецкого, А. Степанова, А.Полянского – I вариант, В. Чеканаускаса).

Группу проектных предложений, использовавших тему «плиты» как основного средства архитектурно выразительности, объединяет стремление найти лаконичный, монументальный в своей простоте образ музея В.И. Ленина. В градостроительном отношении эту группу проектов объединяет корректное, тактичное отношение к окружающей застройке, экономное использование площади застройки только в пределах отведенного участка. Наибольший интерес представляет предложение группы А. Полянского (I вариант) . Лаконичный объем трактуется как драгоценная сокровищница идей ленинизма, опирающаяся на краеугольные камни-книги, символизирующие идеи В.И. Ленина. Архитектурная выразительность образа развивается в композиции внутреннего пространства музея. Ее центром является вводный зал со скульптурой В. И. Ленина на фоне монументальных знамен. Экспозиционные залы расположены в одном уровне третьего этажа, их пространство раскрыто в сторону вводного Ленинского зала. Архитектурная символика, привлеченная авторами для формообразования задуманной композиции, использована обобщенно, в меру предметно.


Проект группы А.Полянского



Проект группы А.Полянского. Макет


Проект группы А.Полянского. Макет


Проект группы А.Полянского. Планы


2. Арх. З. Чернышева, Г. Захаров, А. Свиридов

В проектных предложениях, где для решения фасадов музея использована каркасная система, авторы стремятся объединить комплексы зданий музея им. Пушкина, библиотеку им. В.И. Ленина и проектируемое здание в одну пространственную систему. Это стремление выражено (в предложениях групп Е. Стамо и З. Чернышевой) в гармоничном по отношению к окружающей городской среде решении генплана с максимальной сдвижкой здания от улицы Волхонка к улице Маркса-Энгельса, в высоте объема музея, не нарушающего ряды уникальных зданий по ул. Волхонка, в стремлении найти при помощи каркасного решения главных фасадов ритмический ряд архитектурных форм, способный контрастировать с окружающей архитектурной средой.



3. Арх. И. Ловейко, А. Афонасов, А. Дубинский, А. Киселев, инж. В. Янин, В. Карганов

Группа арх. И. Ловейко выступила с предложением разместит музей вне отведенного участка, южнее ул. Волхонка на Кропоткинской набережной Москвы-реки. Это предложение интересно тем, что авторы попытались найти место для музея, где бы он стал ведущим элементом в градообразующей системе осей и основных планировочных направлений центра Москвы, не меняя район предполагаемого строительства.



4. II премия. Арх. Е. Стамо (руководитель), А, Рочегов, О. Кедроновский, Р. Былинкина, В. Шер, инж. А. Шинкаревский

Из проектных предложений жюри отметило проект группы Е. Стамо. Оно отличается ясностью принятой каркасной системы. Выраженной в своеобразном формообразовании фасадной структуры, объединенной мощным скульптурным фризом. Архитектурная композиция интерьеров построена на постоянной зрительной связи человека , идущего по анфиладам залов, с пространством центрального торжественного зала со статуей Ленина. Следует отметить также интересную разработку территории между улицы Волхонка и набережной, превращенной по замыслу авторов в торжественный форум при музее Ленина.



Проект группы Е. Стамо. Панорама


Проект группы Е. Стамо. Генплан



5. Арх. Л. Павлов, Е. Копелиович, Л. Леонова

Проектные предложения третьей группы отличались от остальных проектов стремлением найти идейно-художественную выразительность архитектуры музея в дифференциации экспозиционных тем, связанных с периодами жизни Владимира Ильича, и с выявлением их в объемно-планировочной структуре здания. Это проекты авторских групп Б. Мезенцева (III премия) и Л. Павлова.

В проекте группы Л. Павлова экспозиционные залы, размещенные на одном уровне, имеют различную площадь и высоту в соответствии с темой экспозиции. Залы компонуются вокруг объема вводного зала, расположенного в центре и имеющего наибольшую высоту. В пространстве между залами расположены зоны отдыха посетителей. Как объемная экспозиция, эта схема представляет определенный интерес. Можно представить богатое пространственное развитие ее интерьеров, логически образно связанных с музейной экспозицией.

 


Проект группы Л.Павлова. Макет



6. III премия. Арх. Б. Мезенцев (руководитель), Е. Розанов, В. Шестопалов, инж. В. Кричевский

В отличие от этого предложения проект группы Б.С. Мезенцева развивает идею выявления отдельных экспозиционных разделов, связанных с периодами жизни В. И. Ленина не только в объемно-планировочной схеме музея, но и в решении фасадов. Авторы запроектировали кольцевое расположение разных по площади, но одинаковых по высоте залов, вокруг возвышающегося над ними объема вводного зала. Такой прием позволяет усилить пластику фасада и сделать более спокойным силуэт здания. Внутренне пространство музея строится вокруг монумента В.И.Ленина, установленного в двусветном вводном зале.



Проект группы Б. Мезенцева. Перспектива


Проект группы Б. Мезенцева. Макет


Проект группы Б. Мезенцева. Перспектива центрального зала


Проект группы Б. Мезенцева. Разрез


Проект группы Б. Мезенцева. План



7. Арх. А. Милецкий, А. Рыбачук, В. Мельниченко, М. Будиловский, А. Зорин, В. Розенберг, инж. А. Печенов, Л. Дмитриев

Стремление найти для здания музея «необыкновенное», особенное решение привело некоторых архитекторов к поискам архитектурных символов, к стремлению придать архитектурным формам дополнительное литературное содержание. Как правило, авторы этих предложений, не считаясь с градостроительными условиями и направляя стремления к поиску архитектурных форм, присущих выбранному литературному символу, вступают в неизбежных конфликт с объемно-планировочной структурой города. Так в проекте группы А. Милецкого авторы пытаются в конкретных архитектурных формах выражение символов-понятий. Это приводит их к сложной эмоциональной пространственной композиции, отличающейся свободных формообразованием, основанным не столько на функциональной целесообразности, сколько на скульптурной пластике и композиционной ритмике.

 

Основу композиции составляет «форму» - открытый амфитеатр , вмещающий 10 тыс. человек, и окружающие его радиально расположенные стены, символизирующие знамена, между которыми , опираясь на них, расположены спиральными витками уровни экспозиционных залов. Они акцентируют вход в музей и служат для размещения фондов музея, библиотеки и других вспомогательных помещений.

Впечатление от этой композиции сложное, но неоднозначное. В ней привлекают новые необычные средства архитектурной выразительности. Вместе с тем эта композиция читается как нереальная, как существующая вне современного города, тем более вне конкретной архитектурной среды Москвы, вне конкретных градостроительных условий участка будущего строительства. Кроме того, композиция не продолжает направленность  поисков современной советской архитектуры, формообразование которой основано на целесообразности и экономичности решений в целом, на возможно большем использовании индустриального методов строительства.


Проект группы А. Милецкого. План



8. Арх. А. Степанов (руководитель), К. Кудряшев, В. Мальгин, Д. Мелодинский, С. Прохоров, И. Сапилевская, конструктов А, Попов, художник В. Маленкова


9. Арх. А. Ахмедов (руководитель), Ф. Акиев, В. Высотин, А. Зайналов, В. Кутумов, инж. В. Дугуев, А. Белов, В. Погуляй, соавтор худ. Х. Романиди, при участии З. Адамович


Проект группы А. Ахмедова. Макет


Проект группы А. Ахмедова. План


10. Арх. И. Виноградский, Е. Бекринцкий, А. Ечеистов, С. Куповский, инж. Б. Берклайд, Ю. Ионов


Проект группы И. Виноградского. Разрез


Проект группы И. Виноградского. Макет

Tags: 1970-е годы, r_соварх Москва 60-80
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments