Synthart (synthart) wrote,
Synthart
synthart

Category:

730. Дом камерной музыки в Ереване


С. Кюркчян, 1977


«Дом камерной музыки им. Комитаса, построенный в столице Советской Армении, прочно вошел в число наиболее значительных зданий нового Еревана. Он возведен по проекту заслуженного архитектора Армянской ССР С. Кюркчяна и достаточно полно отразил в себе сегодняшние искания зодчих Армении. 
 

Создание Дома музыки было связано с выбором места для этого здания в городской среде, формированием образа сооружения такого рода, решением ряда сложных конструктивных задач.

 

Нужно было, в частности, найти архитектурно-пластические переходы в интерьере и визуальную связь внутреннего пространства с парковым окружением (под строительство был отведен участок на отрезке кольцевого бульвара в центре города), добиться соответствия всех параметров зрительного зала требованиям акустики.


 

«В облике здания , в решении интерьера и декоративной пластике, - рассказывает С. Кюркчян, - мне хотелось достичь созвучия между архитектурной формой и эмоциональным восприятием музыки».

 

Архитектура Дом музыки гармонична по своему внутреннему строю. Отдельные фрагменты композиции естественно и логично сливаются здесь в единой целое. Основной объем здания выполнен в форме усеченной пирамиды, в которой размещен зрительный зал с органом. Снаружи и в интерьере для облицовки использован армянский туф табачных и коричневых оттенков. Блоки из туфа, помещенные в нижней части здания со стороны фасада, составляют строгий и выразительных декор. Местами гладкая поверхность стен оживлена выступающими каменными вставками с грубой рустовкой. Умело использовано также сочетание каменных поверхностей с большими остекленными проемами.


 

Главный вход в Дом музыки смещен относительно основной оси здания. Это оправдано особенностями плана и вносит в образ сооружения черты непринужденности и свободы.

 

Архитектор тщательно учел возможности обозрения интерьера  проникновения зрительного луча во внешнее пространство. Вид парка, аллей, ведущих к зданию, льющийся сквозь стеклянную оправу фасада, создают определенный настрой, подготавливающий человека к восприятию музыки.

 

По другую сторону здания асимметрично расположены водные бассейны, замыкающие ансамбль и отделяющие его от магистрали. Удачно войдя в планировочную ткань города, Дом музыки дополнил и обогатил образно-художественное звучание окружающей среды.


 

Автор проекта отказался от привычной замкнутости зрительного зала, создав небольшие, связанные друг с другом пространства. Открытая связь внутренних помещений благоприятствует восприятию архитектурного замысла, придает естественность планировке, делает музыку слышной в любом уголке здания. Архитектор сумел сохранить и донести до нас образную силу звучащего пространства.


 

Стены зала, где размещен орган, украшены рельефными фресками, выполненными автором проекта. В их цветовом решении преобладает мягкая гамма теплых желтоватых тонов.

 

В оформлении зала выдержано строгое художественное единство. Ритм органных труб сочетается с пластическим движением узоров рельефных фресок. Тонкие ажурные вертикали светильников решены в образном ключе общего замысла.


 

В фойе, на фоне стены из коричневого туфа, установлен бронзовый портрет Комитаса работы скульптора Р. Кюртчян. Образ композитора глубоко прочувствован, лепка портрета импульсивна и выразительна. В лице музыканта запечатлены боль и скорбь человека, пережившего историческую трагедию армянского народа в 1915 году. В одной из статей С. Кюртчян созданный им Дом музыки назван «монументом Комитасу».

 

Эти слова справедливы и точны, как и мнение народного артиста СССР, лауреата Ленинской и Государственной премий композитора Г. Свиридова: «Дом музыки представляется мне прекрасным во всех смыслах сооружением. Красивы и оригинальный по своему внешнему виду и интерьеру, он отличается хорошей акустикой, редким качеством новых музыкальных залов».

 


Работ С. Кюртчяна отмечена печатью большого вдохновения. В ней сплавлено понимание архитектурной формы с эмоциональной силой образного воздействия.

 

Дом музыки им. Комитаса в Ереване рождает мысли о традициях армянской архитектуры, об отношении наследия к современности. Есть в этом глубокая правда прошлого, обращенного в настоящее. Ведь архитектура – летопись времени, живые страницы которой связаны с нашей эпохой».

 

Искусствовед Б. Зурабов


 

«Дом камерной музыки в Ереване, размещенный на Кольцевой бульваре, отодвинут от его центральной оси. Объемно-пространственное решение здания начинается с плоскостных, планировочных элементов на достаточно отдаленных подступах к нему. Это дорожки, бордюры, водные поверхности, образующие с зеленью газонов и цветниками своего рода прелюдию к основным объемным действиям самого здания. Подобное развитие от плоских , низших форм пластики к собственно зданию сообщает всей композиции живость и динамичность, типичные для развития архитектурных и музыкальных тем. Не имея рядом архитектурных доминант, здание будто бы нашло свою архитектурную опору в земле, на которой оно стоит.

 

Этот визуальных аспект пространственного мышления автором последовательно переносится в действенные категории. Отказавшись от традиционных ограничительных барьеров – стен, дверей, изолирующих пространство зала, он, как бы вовлекает окружающий ландшафт внутрь здания. Тем самым любой уголок интерьера превращается к часть концертного зала и далее – в часть окружающей среды.


 

Подобная стертость функциональных и пространственных границ обеспечила из необыкновенное единство. Зданию присущи последовательно иррациональная трактовка архитектурно-художественного образа. Под правдивостью образа здесь мы не видим примитива. Увод автором главного входа от оси здания, например, позволили избежать хрестоматийной «правдивости», чуждой искусству. Благодаря этому здание обрело динамическое равновесие, которое обусловливалось его сдвижкой от оси бульвара. Но главное, раскрытием интерьера фойе вдоль продольной оси здания перекинулся мост между всем интерьером и окружающим пространство.

 

Единая архитектурная тема, как бы родившись из стоящего на сцене органа, пронизывает весь интерьер.  В этой теме нарисованы люстра зала и рельефные фрески, выполненные собственноручно – автором (давно забытый и весьма похвальный инцидент!). Эта художественная иллюзорность и акустические свойства зала, подтвержденные специалистами, превращают его в красивый и хорошо настроенный музыкальный инструмент.

 


Удивительно свободно здесь автор использует всю архитектурную палитру и современных и традиционных средств. Где конструкции приняты железобетонные – там они правдиво выражают их формы; там же, где каменные, автор с исследовательской точностью воспроизводит веками усовершенствованные приемы ( форма кладки, перевязка швов, порезка и пр.). Достоверность как бы фиксирует высокие достижения каждого из них, поэтому нигде не возникает зловещая мысль об эклектизме, неизбежная при «приблизительности» или «псевдоправдивости». Старый и новый язык архитектуры здесь едины.


 

Дом камерной музыки, запроектированный и начатый строительством в 60-е годы, завершался в следующее десятилетие. В ряде архитектурно-художественных аспектов он отражает черты отхода от ортодоксальностей  понимании новаторства и современности архитектуры».

 

А.Г. Григорян, Л.М. Товмасян. Архитектура Советской Армении. М., «Стройиздат», 1986

Tags: 1970-е годы, r_соварх 60-80
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments