Synthart (synthart) wrote,
Synthart
synthart

Categories:

845. С.Д. Меркуров. Памятник Л.Н. Толстому (Москва)


С.Д. Меркуров. Скульптура «Лев Толстой», гранит, 1911-13.
Москва, ул. Пречистенка, 11.

Третье монументальное произведение Меркурова, выполненное им до революции. Уже в 1910 году, когда молодой тогда скульптор снимал посмертную маску Л. Толстого на станции Астапово, у него зародилась мысль создать монументальную статую писателя. В 1911 году Меркуров приступает к работе. Через два года, высеченная из цельного куска красного крупнозернистого финляндского гранита, она была готова.


Скульптуру покупает у мастера московский меценат Н.А. Шахов и передает Толстовскому музею. Возникает идея установить ее на Миусской площади, рядом с университетом Шанявского. Однако этому противятся черносотенцы, угрожая взорвать памятник безбожнику и богохульнику, если он будет установлен на виду у строящейся здесь церкви. Городская Дума от установки воздерживается, и гранитная фигура Толстого остается в мастерской скульптора, повторяя судьбу других дореволюционных его работ: скульптуры «Мысль» и памятника Достоевскому. Лишь в 1927 году памятник Толстому, приобретенный Русским театральным обществом, установливают в сквере Девичьего поля. Выбор места удачен: поблизости располагается музей-усадьба Л. Толстого в Хамовниках. В 1972 году на Девичьем поле появляется новый, не слишком удачный памятник писателю, а меркуровского Толстого переносят на Кропоткинскую улицу, во двор Государственного музея Л.Н. Толстого.

Писатель изображен в своей знаменитой длинной рубахе-толстовке. Фигура вырастает из некоего холма-кургана, Толстой опустил в раздумье голову, заложив большие руки за пояс. Лицо его наполнено суровой сосредоточенностью и решимостью. Пропорции фигуры утрированы. Тело, плотно облегаемое рубахой, сделано подчеркнуто немощным, отчего голова и руки кажутся преувеличенно огромными. Руки как будто связаны – они засунуты за пояс, неестественно плотно  прилегая к телу. Линии складок на спине подчеркивают это обстоятельство. Символика образа ясная и прозрачная.

Меркуров так объяснял значение своего образа Толстого: «Русская жизнь в те времена представлялась мне, как большая степь, местами покрытая курганами. На курганах стояли большие каменные «бабы» из гранита – Пушкин, Толстой, Достоевский и другие. И время от времени этот, казалось, мертвый пейзаж потрясался грозой, громами и подземными толчками и землетрясениями. Я вспоминал слова Толстого: «Вот почему грядущая революция будет в России…». От этого образа я не мог освободиться…». (С.Д. Меркуров. Записки скульптора, М., Изд-во Академии художеств СССР, 1953, стр.94).


Памятник в сквере на Девичьем поле, на месте своей изначальной установки.














Памятник в 1980-х годах.



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment