Synthart (synthart) wrote,
Synthart
synthart

Categories:

857. С.Д. Меркуров. Памятник И.В. Сталину (Москва, 1938)


Гранит, сер. 1930-х – 1938.
Парк искусств "Музеон"  на Крымской наб.


Один из ранних памятников Сталину, растиражированный позже по всей стране в многочисленных копиях. Представляет собой первое обращение Меркурова к образу советского вождя. Историю памятника проследить нелегко, ибо долгие годы эта сторона творчества скульптора оставалась в тени по идеологическим причинам. Попытаемся это сделать по собранным отрывочным сведениям.

Модель была создана предположительно в 1935-м – начале 1936 года (фото 2). Впервые этот скульптурный образ «появляется на свет» в майские праздники 1936 года, когда фигуры Ленина и Сталина, изготовленные из некоего прочного легкого материала, были установлены на Театральной площади в Москве в качестве временного декоративного оформления майских торжеств (фото 3, 4).

Скульптура Сталина, выполненная из гипса или цемента, украшала заключительный зал Советского павильона на Парижской выставке 1937 года (фото 5). После выставки она была передана на ВСХВ и установлена в павильоне Дальнего Востока, где пребывала до реконструкции павильона 1950 года (фото 6).

Увеличенная копия скульптуры, сложенная из огромных гранитных блоков, была установлена на канале им. Москвы в Дубне в 1937 году.

Скульптура Сталина из розового гранита была высечена в 1938 г. для Советского павильона на Всемирной  выставке в Нью-Йорке (1939). Скульптуры вождей фланкировали большое эпическое полотно "Счастливые люди Страны Советов" в вводном зале павильона (фото 7, 8). После окончания выставки павильон был разобран и перевезен в Москву, где его решено было восстановить на территории ЦПКиО им. Горького. Из-за начавшейся войны от этой затеи пришлось отказаться, а скульптуру Сталина установили на постамент для оформления открывшейся в 1943 году Выставки трофейного вооружения в ЦПКиО (фото 9). После разоблачения культа личности Сталина скульптура была убрана в запасники,  а в 1992 году размещена в экспозиции Парка искусств «Музеон», открывшегося на Крымской набережной (фото 1, 10, 11).

Известно также, что для открывшейся в 1939 году ВСХВ Меркуров изготовил копию скульптуры Сталина из недолговечного материала. Она была установлена на пл. Колхозов перед Главным павильоном.

Рассматриваемая скульптура Сталина особенно часто тиражировалась в конце 30-х годов, появившиеся тогда многочисленные копии к Меркурову в большинстве случаев отношения не имеют.

Вот как сам скульптор описывал свою работу над образом Сталина в журнальной статье 1939 года, выдержанной в традиционно-апологетической тональности: «Бывают такие краткие, четкие, лаконичные определения, которые сразу освещают явление или образ, как молния ночью в одно мгновенье освещает весь пейзаж, и человеку сразу делается ясной местность, где он находится. Таким определением была для меня концовка книги Анри Барбюса «Сталин»: «... И кто бы вы ни были, лучшее в вашей судьбе находится в руках того другого человека, который тоже бодрствует за всех и работает, - человека с головою ученого, с лицом рабочего, в одежде простого солдата».

Прочитав эти слова, я сразу представил себе во всей четкости (как мне казалось) образ, о котором много думал. Мне стал ясен материал, который мог выразить свойства этого образа.

Материал этот был гранит: могучий, четкий, вечный и простой в своих формах.

В течение нескольких лет я упорно работаю над образом Сталина. Каждая работа, каждый бюст, каждая фигура служат новой ступенью, ведущей к совершенству образа вождя.

Первые опыты были нерешительными. Многочисленные фотографии не только не помогали работе, но зачастую в сбивали меня. Ни одна фотография не давала полного представления о великом человеке.

С жадностью я выслушивал рассказы людей, беседовавших со Сталиным, а в тех случаях, когда имел возможность видеть товарища Сталина непосредственно, я старался ничего не упустить, унести в своей памяти все, поразившее мой ум и сердце. Один раз мне посчастливилось наблюдать товарища Сталина в течение двух долгих часов, не только видеть, но и говорить с ним. Это было при осмотре юбилейной выставки, посвященной 15 - летию РККА.

Все великое просто. Это подтвердилось и здесь. В течение двух часов совместного пребывания с Иосифом Виссарионовичем мне стало ясно: не надо усложнять образа. В своих исканиях я шел до сих пор по неправильному пути.

Мне казалось раньше, что я должен передать психологический образ во всей сложности, что все величие в сложности этого образа. Сложность должна была сказаться во всем: в обработке головы, во всей фигуре. Сталин рисовался мне идущим против ветра, распахнутая шинель и отведенная назад рука.

Сейчас стало ясно: никаких подробностей, никаких деталей. Главное и основное - простое движение всей фигуры, все подчинено этому движению. Голова - колыбель мысли. Простая шинель, скромный жест - рука, заложенная за борт шинели, - позволили мне привлечь все внимание зрителя к голове и лицу вождя.

Во втором варианте статуи я постарался освободиться от лишних деталей, успокоить всю композицию. Статуя получилась более собранной, более монументальной. Этому замыслу соответствует монумент, находящийся на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.

В последней статуе из полированного гранита, находящейся сейчас в мастерской, я упростил композицию еще больше и произведение оказалось еще убедительнее». (С. Меркуров. Образ вождя. Журнал «Смена», №324, Декабрь 1939). 


Фото 2.


Фото 3. Отсюда: http://cocomera.livejournal.com/415933.html


Фото 4. Отсюда: http://cocomera.livejournal.com/415933.html


Фото 5.


Фото 6.


Фото 7.


Фото 8.


Фото 9.


Фото 10.


Фото 11.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments