Synthart (synthart) wrote,
Synthart
synthart

Categories:

101. Из истории сборного домостроения в Москве - 2.

А. Буров, Б. Блохин. Вторая серия домов из крупных блоков для Москвы. 1940.


Б. Полянка, 3.

Домов второй серии в Москве было построено два: на Б.Полянке, 3, как раз напротив дома первой серии (http://synthart.livejournal.com/40410.html) и на Дербеневской наб., 1/2, у Новоспасского моста.

"В этом новом проекте авторы поставили своей задачей дать такое решение фасада дома, чтобы конструктивные швы блоков были скрыты. Для кладки наружных стен использовались блоки таких же размеров, как и в зданиях первой очереди строительства. Но на их поверхность были нанесены искусственные швы и рисунок, которые создавали впечатление рельефного "бриллиантового руста" сравнительно малых размеров по отношению к конструктивным размерам самого блока. Фактура мелких камней выполнялась при формовке в три цвета, сочетание которых дало иллюзию рельефности. Фасады здания решены без горизонтальных тяг и поясков.


Единый объем дома без горизонтальных членений разработан с чуть западающими вертикальными вставками, отличающимися от остальной части дома цветом, фактурой и разрезкой блоков. Швы между блоками скрывались таким образом в общем рисунке кладки стены. Это позволило, сохранив тот же технологически предельно крупный размер конструктивных блоков, привести его в соответствие с масштабом жилья и человека. Этой же цели служат и другие элементы композиции дома: цвет блоков — светло-серый и розовый, красивые кованые балконные ограждения с цветочницами, декоративные рельефные и живописные обрамления окон и витрин, тонко орнаментированные порталы входов...

Однако авторы впоследствии отказались от декоративного приема и в третьей серии пришли к использованию новой системы разрезки стен двухрядной кладки с вертикально поставленными простеночными элементами".
(О. Ржехина, Р. Блашкевич, Р. Бурова. А.К. Буров. М., Стройиздат, 1984).



Проект фасада

 
Проект. Фрагмент фасада.




А вот что пишет Борисовский: "Если в первом здании блок является основным элементом композиции, то здесь поверхность блока обработана так, что трудно понять, из какого материала выстроен дом. Кажется, что он облицован небольшими плитками. Иллюзия усиливается тем, что плитки не имеют перевязки, благодаря чему они воспринимаются как облицовочный материал.

Принципиально, такой подход кажется нам вполне возможным. В архитектуре не обязательно оставлять обнаженной конструкцию частей сооружения. «Одежда» может скрывать части здания, их размеры и пропорции, но может и подчеркивать, выявлять красоту отдельных частей. В доме на Б. Полянке «бриллиантовая одежда» скрыла размеры блока и его природу. Фасад этого здания выипрал, если бы сквозь богатство его «одежд» зритель ощущал мощь блоков.

«Бриллиантовая» кладка, подменившая крупные блоки, придала зданию масштабность, но отнюдь не решила этой проблемы в целом.

Во-первых, применение «бриллиантовой» кладки является слишком индивидуальным приемом и не может рассчитывать на массовое распространение. Во-вторых, подмена крупных блоков мелкой кладкой является приемом искусственным, неорганичным.

Так или иначе вопрос о создании масштабной архитектуры крупноблочных зданий без использования изобразительных или иллюзорных, приемов до недавнего времени оставался не решенным"
(Г. Борисовский. "Индустриализация строительства и архитектурное наследие". М., Госстройиздат, 1956 г.).






Оформление окна.


Фрагмент вставки между центральным и левым ризалитом.



http://community.livejournal.com/moscow_history/84663.html
http://community.livejournal.com/moya_moskva/978220.html
http://community.livejournal.com/ru_sovarch/358011.html
http://community.livejournal.com/idu_shagayu/1495843.html
http://community.livejournal.com/moscow_walks/174821.html







Tags: 1940-е годы, Буров
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments