Synthart (synthart) wrote,
Synthart
synthart

Categories:

287. Книга И.А. Казуся «Советская архитектура 1920-х годов: организация проектирования»



Вышла монография Игоря Александровича Казуся «Советская архитектура 1920-х годов: организация проектирования». (М.: Прогресс-Традиция, 2009. - 464 с). Тираж 1000 экз. В ней детально и скрупулезно исследуются формы архитектурной деятельности в нашей стране в период 1917 – 1933 гг. Книга, оформленная ранее как докторская диссертация,  полностью основана на документальном материале. Настоящая ее жемчужина – Свод основных архитектурно-проектных организаций СССР. На 105 страницах убористого текста собраны сведения о многообразных проектных организациях того времени. Другой раздел работы – подборка документов, связанных с деятельностью проектных организаций: программы, положения, доклады, уставы, статьи о творческих принципах работы арх. мастерских и пр. документы. Объем проделанной работы впечатляет. Только список литературы, откуда извлечены все эти малоизвестные сведения, составляет 669 пунктов.


20-е годы – время становления и расцвета советской бюрократии. В каждом ведомстве создавалось огромное количество многообразных проектных бюро под разные узкоспециализированные задачи. Кроме того, в период НЭПа значительный процент составляли негосударственные проектные организации. Попытки создания центра архитектурно-строительного управления и контроля в системе ВСНХ не давали должного результата. С таким проектным хозяйством страна подошла вплотную к началу индустриализации. Жизненной необходимостью стала реорганизация и перевод архитектурно-проектного дела на единую государственную систему (рубеж 30-х годов). К этому же времени относится и обособление гос. организаций проектирования городов, в том числе зарождение Гипрогора в составе Картоиздательства НКВД РСФСР.

Особый интерес представляют подробности реорганизации проектного дела в Моссовете в 1933 году, в частности создание 10 творческих архитектурно-планировочных мастерских, которые возглавили крупнейшие мастера того времени: Жолтовский, Щусев, Фомин, Голосов и другие.  Эти мастерские стали «элитным» слоем проектирования тех лет. Тут не случайно слово творческих. Арх. творчество индивидуализировалось, возрождалась роль архитектора как автора. Теперь он уже не обезличенный аноним, выступающий от имени своей проектной конторы. Архитектурный проект становится продуктом художественного творчества, он призван теперь удовлетворять, в первую очередь, требованиям архитектуры и градостроительства, а не вкусам конкретного заказчика (ведомства).

Всё это были безусловно прогрессивные преобразования и они позволили в короткое время добиться качественного подъема уровня арх. творчества. Естественно, огромную роль тут сыграла и стилевая переориентация зодчества, повышение требований к образно-художественной стороне архитектуры. Яркая творческая направленность проектов первой половины 30-х годов говорит об этом лучше любых слов.

Книга И.А. Казуся - незаменимый источник документальных материалов - станет настольный книгой для всякого исследователя, занимающегося отечественной архитектурой 20-х годов.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments