Synthart (synthart) wrote,
Synthart
synthart

Categories:

19. Москва. Дом общества "Динамо". Арх. И.А.Фомин, А.Я. Лангман, 1928-30.



В середине 20-х годов Фомин приходит к новой творческой концепции, названной им «пролетарской классикой». Вот что пишет Хан-Магомедов: «...Она родилась как бы в столкновении классического ордера с тектоникой современного каркасного промышленного сооружения. Очищенный от деталей ордер Фомин как бы накладывает на каркасный обильно остекленный фасад. Он не маскирует каркас, но придает ему ордерное звучание. Вертикальные элементы каркаса он заменяет спаренными колоннами, увенчав их аттиковым этажом с оконными проемами...

Пост в сообществе ru_sovarch: http://community.livejournal.com/ru_sovarch/293473.html

Он считает необходимым увеличить площади оконных проемов, заменив стеклом всю плоскость стены между столбами каркаса (колоннами). Все формы ордера предельно упрощаются: вместо сложных карнизов — простые полки, упраздняются наличники, сандрики, капители и базы колонн, колонна лишается утонения, превращаясь в простой цилиндр. При этом свободно стоящая, ничего не несущая колонна отбрасывается, используются только нагруженные колонны или колонны, служащие частью стены.
<…>
В том же 1928 г. Фомин использует разработанную им систему в проекте дома общества «Динамо» в Москве (совместно с А. Лангманом), где он объединяет шесть этажей единым ордером со спаренными колоннами,превратив седьмой этаж в своеобразный антаблемент (с круглыми окнами), завершенный карнизом в виде полочки. Окна основных этажей по ширине занимают все пространство между столбами.
Спаренные колонны - характерный элемент «пролетарской классики» - Фомин считал одной из своих творческих находок. Спаренные колонны позволяли решать одним ордером здание в несколько этажей. При использовании одинарных колонн в таком гигантском ордере они превращались в мощные выступы с большими диаметрами. Спаренный ордер позволял вдвое уменьшить диаметр колонн, изменив пропорции каждой колонны, но вместе они зрительно создавали впечатление монументальной опоры». (С.О.Хан-Магомедов. Архитектура советского авангарда. Книга 1. М., Стройиздат, 1996).




«...Фомин предлагает в застройке противоположной стороны Фуркасовского переулка повторить архитектурную тему основного корпуса «Динамо». В созданную таким образом композицию из симметрично расположенных зданий он вводит две башни. Соединенные переходом на уровне 8-го этажа, эти башни должны были, по мысли автора, служить своеобразными пропилеями, или, как он говорил, «началом» Кузнецкого моста. Осуществлена только половина предложенной им композиции. Застроена одна сторона Фуркасовского переулка. Здесь вырос монументальный комплекс «Динамо», выходящий своими фасадами на улицу Дзержинского, Фуркасовский переулок и Малую Лубянку.
Создание этого комплекса представляло собой в архитектурном отношении весьма сложную задачу.
<...>
По проектной программе в здании нужно было разместить конторские помещения, кинотеатр на 1 500 человек, столовую, клуб, большой универмаг и 120 квартир. При этом требовалась большая компактность, так как под строительство предназначался участок весьма скромных для такого обширного здания размеров.
В предложенной Фоминым композиции хорошо разрешены все эти трудности. Общественные помещения, имеющие большую высоту, сгруппированы в той части комплекса, которая выходит на улицу Дзержинского. Сюда обращен своим главным фасадом универмаг с конторскими помещениями над ним. Здесь же расположены входы в кино. Жилые корпуса, столовая и клубные помещения, имеющие сравнительно небольшую высоту, запроектированы со стороны Малой Лубянки.


<…>
Сам мастер так объяснял композиционный замысел «Динамо»: «За основу архитектурного решения главного корпуса по улице Дзержинского взята строгая дисциплина и порядок классических решений, но в деталях архитектура содержит ряд чисто новых элементов: колонны без баз и капителей, отсутствие традиционного антаблемента, отсутствие стенных плоскостей (так как оконный проем начинается непосредственно от колонны), гладкие поверхности фасада и спаренность колонн».
На месте соединения двух секторов здания Фомин запроектировал 14-этажную башню, художественная задача которой, по выражению мастера, заключалась в том, чтобы «примирить» эти две столь разнотипные части всего комплекса. Жилой корпус должен был служить ярким контрастом общественной части здания. Мощным формам главного корпуса здесь противопоставлен более мелкий масштаб, сильной пластике вертикального ритма спаренных колонн — горизонтальное членение плоскими поясами.
Однако в своем стремлении придать выражение наибольшей силы части здания, выходящей на улицу Дзержинского и Фуркасовский переулок, предназначенной, по мысли автора, служить монументальными «воротами» Кузнецкого моста, Фомин пошел по пути преувеличения масштабов. Впоследствии мастер сам признавался в этом, говоря, что в здании «Динамо» он «перехватил в погоне за монументальностью, сделал композицию тяжеловесной». (М.Минкус, Н.Пекарева. Мастера советской архитектуры. Фомин. М., Госиздательство литературы по архитектуре и строительству, 1953).

Tags: 1920-е годы, Лангман, Фомин
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 59 comments