Synthart (synthart) wrote,
Synthart
synthart

Categories:

294. Тбилиси. Дворец торжественных обрядов


Арх. В. Джорбенадзе, В. Орбеладзе, 1985

Разглядывая поздне-советское здание Дворца торжественных обрядов в Тбилиси, я вдруг понял, о чем писал архитектор Чалдымов в своем письме в Правительство в 1944 году. Сооружение это, выполненное в духе модернистских церквей Корбюзье и Нимейера, удивительно точно воплощает в себе положения безрелигиозного культа Священной Родины, разработанного тогда Чалдымовым.


Это письмо (документ интереснейший, привожу его в конце поста) надолго опередило свое время. О недостаточности "обычных форм проведения торжественных траурных и праздничных мероприятий", об "остром недостатке в формах выражения торжественно-радостных и торжественно-печальных личных событий в жизни граждан" у нас стали задумываться только в 70-е годы. Это было то время, когда казавшаяся непоколебимой доктрина функционализма вдруг померкла и архитектор вновь остался один на один с пугающей в своей обнаженности строительной коробкой. Стремлением к "романтизации образов" отмечен мощный пласт нашей архитектуры, начиная со второй половины 70-х. Стали появляться в этом ряду и Дворцы торжественных обрядов. Не берусь судить как выглядела программа этого типа сооружений и была ли она сформулирована в то время. Те Дворцы были еще не слишком совершенны и недостаточно выразительны, ибо каноны функционализма неотступно довлели надо всеми. Но путь был обозначен и к началу 80-х привел к  впечатляющим результатам. В Тбилиси авторы создали целостное архитектурное пространство, одухотворенное и возвышенное в своей основе, в своем роде настоящий Храм, используя при этом некоторые церковные мотивы, но в то же время и дистанцируясь от них. Динамичные формы, постановка на рельефе, острые ракурсы. Об интерьерах   умолчу, но уже по этим фото видно, что это было что-то совершенно особенное. Дворец торжественных обрядов в Тбилиси, на мой взгляд, - одна из вершин нашей архитектурной практики 80-х годов.














http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?t=686984&page=2


Из письма начальника Главного управления учебных зданий
Комитета по делам архитектуры при СМ СССР А.К. Чалдымова
в Правительство Союза ССР

19 октября 1944 года

 

Вот уже долгое время я обдумываю вопрос о необходимости разработки новых форм торжественных ознаменований знаменательных событий в жизни гражданина нашей страны, связанных с учреждением новых обрядов храма и культа нашей священной Родины […]

 

Обычные формы проведения торжественных траурных и праздничных мероприятий, ограничивающиеся докладами и сценическими выступлениями, нельзя считать вполне отвечающими возросшим требованиям культуры нашего народа. Недостаточная торжественность, случайность программы, а также сама обстановка нередко при этом не отвечает величию празднуемых событий. Вместо глубокого духовного переживания отмечаемого события, которое должно бы надолго оставить след в памяти человека - патриота нашей страны, получается неудовлетворенность и досадный отпечаток неполноты торжества.

 

Особенно чувствуется у нас острый недостаток в формах выражения торжественно-радостных и торжественно-печальных личных событий в жизни граждан, потребность в которых совершенно очевидна. В то же время всем известна огромная сила действия на чувства участников религиозных праздников и обрядов, которые могли волновать человека, воздействуя на его психику богатыми и разнообразными формами культа. Религия прекрасно учитывала потребность в душевных переживаниях человека и создавала посредством величественных обрядов соответствующие настроения и, тем самым, кроме того, воспитывала его в нужном направлении.

 

Нашей партией, с помощью школы, печати, производства, искусства, радио и т.п. в деле воспитания советского человека проделана огромная работа. Однако до сих пор у нас еще недостаточно использовалось оружие, действовавшее непосредственно на человеческие чувства, до настоящего времени столь сильное оружие воздействия на человеческую психику как бы отдано в монопольное владение религии.

 

Годы отечественной войны особенно выявили необходимость дополнить формы воспитательной работы, а также открыть доступ более полному, глубокому и торжественному выражению чувств радости, горя в личной и общественной жизни человека.

 

Вот уже долгое время я обдумываю эти вопросы, которые кажутся мне важными для нашего государства. Поэтому решил Вам о них написать, сведя их в следующие предложения:

 

1. В целях более целеустремленного воспитания нового человека необходимо разработать и сформулировать уже сложившиеся основные принципы (законы типа заповедей) поведения в личной и общественной жизни советских граждан, изложив их в простых и четких формах учения о нравственности ЭТИКИ СОВЕТСКОГО ЧЕЛОВЕКА (отношение к труду и общественной собственности, патриотизм, основы семьи и быта, честь и достоинство гражданина и др.)

 

2. Учредить новый по существу и по форме КУЛЬТ СВЯЩЕННОЙ РОДИНЫ (название может быть и иное) со своими обрядами для проведения народных празднеств, революционных торжеств, событий личной и общественной жизни граждан.

 

3. Учредить как общественное сооружение духовной жизни народа ХРАМ СВЯЩЕННОЙ РОДИНЫ, где в торжественной обстановке происходят службы, посвященные тем или иным общественным и личным событиям. [...]

 

Очевидно, что содержание культа должно быть социалистическим, общим для всех народов Советского Союза. Также очевидно, что этот культ должен быть по своей форме глубоко народным, национальным.

 

Культ, его храм и службы, построенный на основе национальных традиций и форм в искусстве, создаст, надо полагать, дополнительные условия для расцвета культуры и быта национальностей, входящих в Советский Союз, и, несомненно, сыграет свою роль в окончательном изжитии капиталистических пережитков в сознании людей и религиозных предрассудков.

 

Создание окончательных форм такого культа - дело поколений.

 

Тем не менее, начать работу над созданием культа наших обрядов и архитектурного образа храма Священной Родины нужно как можно скорее, учитывая дополнительно к изложенному следующее:

 

1. Повышенная активизация религии в нашей стране за последнее время вызывает значительное распространение ее влияния, и немало толков в даже весьма культурных кругах нашего общества о необходимости обрядов венчания, крещения, похорон и т.д.

 

2. Одновременно резко обострилась критика форм проведения наших торжественно-траурных событий, в сравнении с богатством и разнообразием форм религиозного культа.

 

3. Не исключена возможность использования религиозным культом музыки, а также современных средств (радио, светотехника и т.п.), которые безусловно смогут еще больше обогатить силу воздействия религиозных обрядов.

 

4. Необходимо безотлагательно, как можно скорее, противопоставить религиозным обрядам более сильные формы обрядов культа Священной Родины, с использованием всех современных средств искусства, техники, исходя из народных традиций.

 

5. Приступить к разработке форм проведения торжества победы, посвященных славе погибших героев отечественной войны, а также обрядов, связанных с рождением, бракосочетанием, похоронами, необходимо немедленно - это совершенно очевидно. Причем все эти обряды могут проходить в первое время и не в специально выстроенных храмах, а в существующих культурно-общественных заведениях.

Пытаясь практически разработать конкретные предложения, хотя бы по обряду бракосочетания, я сталкивался с трудностями, непреодолимыми в работе одного человека. Необходима целеустремленная большая работа широкого творческого коллектива.

 

Прежде всего, надо собрать и изучить материалы о ранее существовавших традиционных обрядах бракосочетания у различных народов, полагая, что и новый обряд должен быть глубоко национальным по форме.

 

Далее, нужно разработать весь процесс обряда до мельчайших подробностей, начиная от подготовки, может быть и "обручения", венчания (где, как, в чем, при каких условиях и т.п.) и кончая возвращением домой - семейным вечером, посвященным бракосочетанию, отпуском и т.д.

 

Должен быть написан своего рода сценарий (ведь все религиозные обряды по существу - театрализованные постановки, созданные "кем-то" и историей утвержденные), с привлечением:

 

а) писателей - для составления текста;

 

б) художников - для оформления обряда;

 

в) композиторов - для сочинения специальных хоровых и оркестровых произведений;

 

г) архитекторов - для оформления помещения и других, включая художников-костюмеров (в частности, для костюма женщины).

Храм, это - не театр, не кино, не зал заседаний, а новый тип сооружения государственного значения, торжественно-монументальной архитектуры, с привлечением средств живописи, скульптуры, отражающих великие традиции народа и в частности героику Отечественной войны.

 

Храм с его службами должен КАЧЕСТВЕННО отличаться от всех культурно-массовых мероприятий, проводимых до настоящего времени. В храме должна быть создана обстановка большой торжественности, серьезности, сосредоточенности, углубленности.

 

Служба (название может быть и иное) в храме, это - не представление и не заседание. Процесс ее должен быть целеустремлен от самого начала и до конца, отвечая содержанию празднуемого события. К службе следует привлечь все средства искусства, как, например, пение, музыку, речь (лучшие солисты и капеллы, симфонические и духовые оркестры, орган, лучшие пропагандисты-проповедники этики советского человека, культа Священной Родины и его идей). Не исключена возможность включения в состав службы специально сочиненных театрализованных постановок - ораторий, средств кино, радио и пр.

 

Однако, музыка, слова и все обычные обряды должны быть очень простые, с тем, чтобы без большой подготовки их могли исполнять сами присутствовавшие на обрядах, будучи не пассивными наблюдателями, а активными их участниками, как в старину и было.

Для особых торжественных и радостных событий перечисленных средств может быть и недостаточно, чтобы выразить всю силу народного ликования или печали. Трудно пока придумать, да и нужно ли, более сильное и оправданное историей замечательное выражение, чем КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН. Колокольный звон должен стать одним из выразительных средств культа Священной Родины.

 

Если теперь колокольный звон будет возвращен только церкви, как средство оформления культовых праздников, то мы лишимся в проведении наших советских праздников сильного и оправданного историей нашего народа средства.

 

Уже теперь, не откладывая дело до будущего, следовало бы ввести колокольный звон, хотя бы в дополнение к орудийным залпам салютов в честь побед.

 

Первым должен зазвонить Кремль - возрождая эту древнюю народную традицию выражения всенародной радости (набор колоколов, насколько мне известно, в Кремле достаточен).

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments